Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

В Петербурге открыли бюст педагога и хореографа Юрия Громова

Появился он в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Спустя десять лет после смерти народного артиста РФ, хореографа и педагога Юрия Громова, в честь 60-летия кафедры хореографического искусства, которую он возглавлял, в холле гуманитарного университета профсоюзов установили его бюст.

Коренной ленинградец с «балетными корнями» (его мать – балерина и педагог), получивший образование в Академии русского балета имени Вагановой, Громов не стал выдающимся исполнителем, что, по мнению его учеников и коллег, только к лучшему. Больше полувека он обучал танцу, готовил педагогов, танцоров, актёров, объединив в методике преподавания классику, академические формы, народный и бальный танцы.

Незаменимым и неповторимым назвал «мастера» ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Александр Запесоцкий. Таких людей «грустно провожать, но одновременно такие самобытные люди оставляют совершенно особую память», заметил профессор.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«В нашем вузе не просто открыли кафедру хореографии. Это была первая кафедра в Петербурге, которая давала высшее образование по хореографии. Вслед за ней в вузах культуры страны появилось 34 таких кафедры, но только вслед за ней. На тот момент в Москве были две кафедры, которые давали высшее образование, но это не было сопряжено с русским народным танцем», – заметил ректор СПбГУП.

До последних дней жизни Юрий Иосифович «был потрясающий озорник». Никакие звания и должности не могли остановить его от невероятных творческих проявлений.

«Помню, как впервые приехал к нам губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Он относился к нам очень настороженно, потому что я тогда считался другом Собчака. А Громов делал вещи, которые совершенно со мной не согласовывал. Губернатор приехал в канун Нового года. В это время в зале шёл предновогодний вечер. Я пригласил губернатора. Мы вручили награды. И вдруг нас вытаскивают на сцену во второй раз. Что происходит, не пойму. Девушки-студентки вокруг танцуют, нас усаживают на скамейку, надевают фуражки, дают в руки деревянные ложки и заставляют с Яковлевым отстукивать ритм. Мы, обалдевшие, смотрим друг на друга и начинаем, как завороженные, отстукивать», – делится воспоминаниями Александр Запесоцкий.

После такой тонко разыгранной миниатюры губернатор стал большим другом университета, отметил ректор. И, конечно, каждая такая шутка оставляла необыкновенные впечатления.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Юрий Иосифович обладал даром предвидения. Его театр, по воспоминаниям режиссёра-постановщика, писательницы и критика Дженни Катышевой, которая в том числе выпустила несколько монографий, посвящённых постановщику, воплотил в реальность творческую мысль, к которой стремились все выдающиеся хореографы – Петипа, Дягилев, Григорович и Якобсон. Речь «о создании театра танца с огромным репертуаром, в котором объединились бы все направления – классика, народный и бальный танцы, а также полнометражные спектакли».

Ещё одна большая идея, которую удалось реализовать выдающемуся педагогу-хореографу, – создание научной базы для развития хореографического искусства.

«Он хотел, чтобы появилась аспирантура, чтобы там можно было обучать будущих диссертантов, готовить смену. И это осуществилось. Более десятка кандидатов наук были взращены в пределах вуза. Сейчас некоторые стали преподавателями», – подытожила Катышева.

Юрий Громов обладал редким даром создавать постановки, которые нравились не только взрослым, но и детям. Об этом таланте напомнил ученик педагога, завкафедрой режиссуры балета петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Александр Полубенцев.

«Наверное, я выбрал профессию хореографа не без помощи Юрия Громова. Он ставил замечательные танцы во Дворце пионеров, где я тогда занимался в кружке», – рассказал на церемонии открытия балетмейстер.

«Когда он приходил отбирать детей на постановку, мы все трепетали, и старались ставить ножки «выворотно», и улыбались, чтобы показать что мы артистичные». Полубенцев не без улыбки заметил, что был счастлив, когда Громов выбрал его танцевать молдавскую партию. «Это было фантастически поставлено, с юмором, с пониманием, что мы дети».

Юрий Громов работал руководителем хореографических коллективов ДК им. Первой Пятилетки, ДК им. Горького, Дворца пионеров им. Жданова. Он создал и возглавил кафедру хореографического искусства в Гуманитарном университете профсоюзов, которой бессменно руководил на протяжении почти полувека. На базе кафедры организовал студенческий театр танца «Белые ночи» – лауреата престижных российских и международных конкурсов и фестивалей. Имеет ученую степень кандидата искусствоведения.

Он также работал в ленинградских театрах драмы, комедии, оперетты, «Мюзик-холле», Большом театре кукол, а также ставил полнометражные балетные спектакли, сюиты и миниатюры в театрах других городов страны.

Теперь его бюст находится в холле СПбГУП.