В Петербурге открыли бюст педагога и хореографа Юрия Громова
Спустя десять лет после смерти народного артиста РФ, хореографа и педагога Юрия Громова, в честь 60-летия кафедры хореографического искусства, которую он возглавлял, в холле гуманитарного университета профсоюзов установили его бюст.
Коренной ленинградец с «балетными корнями» (его мать – балерина и педагог), получивший образование в Академии русского балета имени Вагановой, Громов не стал выдающимся исполнителем, что, по мнению его учеников и коллег, только к лучшему. Больше полувека он обучал танцу, готовил педагогов, танцоров, актёров, объединив в методике преподавания классику, академические формы, народный и бальный танцы.
Незаменимым и неповторимым назвал «мастера» ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Александр Запесоцкий. Таких людей «грустно провожать, но одновременно такие самобытные люди оставляют совершенно особую память», заметил профессор.
«В нашем вузе не просто открыли кафедру хореографии. Это была первая кафедра в Петербурге, которая давала высшее образование по хореографии. Вслед за ней в вузах культуры страны появилось 34 таких кафедры, но только вслед за ней. На тот момент в Москве были две кафедры, которые давали высшее образование, но это не было сопряжено с русским народным танцем», – заметил ректор СПбГУП.
До последних дней жизни Юрий Иосифович «был потрясающий озорник». Никакие звания и должности не могли остановить его от невероятных творческих проявлений.
«Помню, как впервые приехал к нам губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Он относился к нам очень настороженно, потому что я тогда считался другом Собчака. А Громов делал вещи, которые совершенно со мной не согласовывал. Губернатор приехал в канун Нового года. В это время в зале шёл предновогодний вечер. Я пригласил губернатора. Мы вручили награды. И вдруг нас вытаскивают на сцену во второй раз. Что происходит, не пойму. Девушки-студентки вокруг танцуют, нас усаживают на скамейку, надевают фуражки, дают в руки деревянные ложки и заставляют с Яковлевым отстукивать ритм. Мы, обалдевшие, смотрим друг на друга и начинаем, как завороженные, отстукивать», – делится воспоминаниями Александр Запесоцкий.
После такой тонко разыгранной миниатюры губернатор стал большим другом университета, отметил ректор. И, конечно, каждая такая шутка оставляла необыкновенные впечатления.
Юрий Иосифович обладал даром предвидения. Его театр, по воспоминаниям режиссёра-постановщика, писательницы и критика Дженни Катышевой, которая в том числе выпустила несколько монографий, посвящённых постановщику, воплотил в реальность творческую мысль, к которой стремились все выдающиеся хореографы – Петипа, Дягилев, Григорович и Якобсон. Речь «о создании театра танца с огромным репертуаром, в котором объединились бы все направления – классика, народный и бальный танцы, а также полнометражные спектакли».
Ещё одна большая идея, которую удалось реализовать выдающемуся педагогу-хореографу, – создание научной базы для развития хореографического искусства.
«Он хотел, чтобы появилась аспирантура, чтобы там можно было обучать будущих диссертантов, готовить смену. И это осуществилось. Более десятка кандидатов наук были взращены в пределах вуза. Сейчас некоторые стали преподавателями», – подытожила Катышева.
Юрий Громов обладал редким даром создавать постановки, которые нравились не только взрослым, но и детям. Об этом таланте напомнил ученик педагога, завкафедрой режиссуры балета петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Александр Полубенцев.
«Наверное, я выбрал профессию хореографа не без помощи Юрия Громова. Он ставил замечательные танцы во Дворце пионеров, где я тогда занимался в кружке», – рассказал на церемонии открытия балетмейстер.
«Когда он приходил отбирать детей на постановку, мы все трепетали, и старались ставить ножки «выворотно», и улыбались, чтобы показать что мы артистичные». Полубенцев не без улыбки заметил, что был счастлив, когда Громов выбрал его танцевать молдавскую партию. «Это было фантастически поставлено, с юмором, с пониманием, что мы дети».
Юрий Громов работал руководителем хореографических коллективов ДК им. Первой Пятилетки, ДК им. Горького, Дворца пионеров им. Жданова. Он создал и возглавил кафедру хореографического искусства в Гуманитарном университете профсоюзов, которой бессменно руководил на протяжении почти полувека. На базе кафедры организовал студенческий театр танца «Белые ночи» – лауреата престижных российских и международных конкурсов и фестивалей. Имеет ученую степень кандидата искусствоведения.
Он также работал в ленинградских театрах драмы, комедии, оперетты, «Мюзик-холле», Большом театре кукол, а также ставил полнометражные балетные спектакли, сюиты и миниатюры в театрах других городов страны.
Теперь его бюст находится в холле СПбГУП.