Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«Тушили быстро, но людей уже было не вернуть»: как спасали «Ленинград»

Ровно 30 лет назад произошел пожар в гостинице, который унес жизни 16 человек

На Серафимовском кладбище тогда появилось девять могил погибших пожарных. Еще семь жертв, в том числе один милиционер, помогавший при эвакуации, были похоронены в других местах. Иностранцы в пожаре не погибли, хотя их в гостинице было много.

«Лифт привез в ад»

Многие из бойцов, принимавших участие в тушении, сделали потом блестящую карьеру. Так, Леонид Беляев возглавлял Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, затем был замминистра МЧС, а сейчас руководит Санкт-Петербургским пожарно-спасательным колледжем.

«В 8:04 пошел этот вызов, – вспоминает он. – Мы тогда особо не среагировали, потому что из этой гостиницы было много ложных вызовов от случайно сработавшей сигнализации. Но через десять минут – по повторяющимся вызовам – стало понятно, что там действительно беда. Дорога с Мойки заняла семь минут».

Отряд подъезжал со стороны улицы Куйбышева – здание уже полыхало с двух сторон. Увидев это, огнеборцы сразу передали, что нужно объявлять пожар по пятому номеру.

«Мы тогда еще не знали, что уже есть первые погибшие, и это наши ребята: практически весь караул 11‑й части. Эта часть базируется на Лесном проспекте, они приехали по вызову первыми. И в тот момент снаружи казалось, что пожар небольшой, горело одно или два окна. Лифт работал, пожарные решили подняться наверх именно на нем, потому что по лестнице пришлось бы бежать сквозь потоки эвакуировавшихся жильцов. Лифт привез их прямо в ад. Никто не знал, что температура на горящих этажах достигла критической отметки. Караул не отвечал на сигналы, и уже было понятно, что с ним что‑то произошло. Но мы тогда не знали, что именно. Они погибли моментально», – говорит Леонид Беляев. Видно, что ему до сих пор тяжело это вспоминать.

«Их опознавали по ремням, по цепочкам. Сам пожар потушили быстро и грамотно, но людей уже было не вернуть. А после пожара, конечно, стали проводить учения в зданиях с массовым пребыванием людей. Противопожарное оборудование в гостиницах тоже стали проверять. И, конечно, теперь пожарные никогда не будут пользоваться лифтами», – добавляет собеседник «ПД».

Только судмедэксперты

Караул 11‑й части пришлось набирать заново, переводя туда бойцов из других караулов. Целым и невредимым остался только Виктор Плисов, работавший водителем пожарной машины и также отвечавший за подачу воды. Были пострадавшие и из других частей. Например, бойцы 7‑й, оказавшись отрезанными от земли, выпрыгивали из окон. Это сейчас у пожарных есть самонадувающиеся кубы, на которые можно смело прыгать с высоты. А тогда не было…

Михаил Шутов, который был командиром отделения специализированной части пожарной охраны, рассказал, как спасали постояльцев горящей гостиницы, которые не смогли покинуть номера.

«Мы приехали в самый разгар событий, – вспоминает он. – Увидели двух женщин в окне горящего этажа, выдвинули к ним лестницу. Их удалось снять, когда к окну подъехал подъемник. Дальше эвакуировать никого не пришлось и нам велели сосредоточиться на тушении. А еще – уносить погибших товарищей. Я так и не понял, кого несу, потому что установить личности с такими повреждениями смогли только судмедэксперты».

Зарплата от Марины Влади

Николай Егоров в 1991 году служил в 22‑й пожарной части. По его воспоминаниям, дежурство, начавшееся 22 февраля, выдалось неспокойным: было много возгораний. В 8 часов утра караул уже готовился сдавать смену. И тут поступил вызов.


Николай работал на автолестнице. «Я искал место и видел, что все это время на фасаде висит какой‑то мужчина, – вспоминает Николай Егоров. – Он держался за вертикальный декоративный элемент и сумел закрепиться и руками, и ногами. Я его видел, но никак не мог к нему подобраться. Тем более что на площадке перед гостиницей были разбросаны вещи: люди выкидывали свои чемоданы из окон, чтобы потом бежать налегке. Пришлось расчищать пространство, чтоб проехать. А потом я увидел женщину в другом окне».

Мужчину спасла другая автолестница, а Николай Егоров сумел выдвинуть свою к подоконнику, через который перегнулась постоялица отеля. Вот только лестницы не хватало: пришлось крепить на ней дополнительное колено, привязывать его веревкой. Женщина – она была в спортивном костюме и босиком – перебралась на колено, потом перелезла через сотрудника, который колено фиксировал, на саму лестницу…

Внизу площадка была усыпана осколками стекла. Николай на руках отнес босую туристку туда, где стекла не было. Потом вернулся к лестнице. До того как его сменили, он успел снять с окон еще семь человек.

Через несколько дней Егорову позвонил с «Ленфильма» режиссер Евгений Татарский. «Вы работаете в 22‑й пожарной части?» – спросили бойца. – «Да». – «И вы высокий молодой человек?» – «Мне 35». – «Вы снимали на пожаре в гостинице женщину с окна? Вы знаете, это была Марина Влади».

Как оказалось, актриса запомнила номер части, крупно написанный на автолестнице, а уж дальше найти спасителя не составило труда.

Марина Влади подарила пожарным 15 тысяч долларов. Это событие обсуждали потом во всех пожарных частях. Награда была гигантской, но доллары пришлось перевести в рубли по официальному курсу (получилось 10 тысяч), потом поделить между двумя бойцами и собственно пожарной частью.

Николаю Егорову досталось 2000 рублей – его годовая зарплата.

Были и разбившиеся

Немало работы свалилось тогда и на врачей. Травмы получили 36 человек. Старшая медсестра приемного отделения НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе (в то время – медсестра) Лариса Петрова вспоминает, что большинство пострадавших поступали непосредственно в хирургическую реанимацию, потому что у них были переломы из‑за падения с высоты. Были и ожоговые.

Среди разбившихся были несколько пожарных, например Александр Мироненков – начальник караула 7-й пожарной части. Он упал с седьмого этажа на крышу ресторана. Выжил, долго учился заново ходить. Вернулся на службу и отработал еще десять лет – как он тогда говорил, по году за каждого погибшего.

На заметку

Марина Влади прилетела в Ленинград для съемок в фильме «Пьющие кровь». В той же картине снимался молодой, но уже известный актер Андрей Соколов. Он тоже жил в «Ленинграде», но его спасение было не таким драматичным.

Конкретно

Долгое следствие по делу о пожаре закончилось тем, что все детективные теории были от­­вергнуты и причиной воспламенения назвали неисправный телевизор.

«Администрация нашего отеля все эти годы на постоянной основе оказывает материальную помощь семьям погибших. А вот памятные мероприятия мы не проводим – их организовывает управление МЧС. Но мы всячески содействуем», Андрей Петелин, генеральный директор отеля «Санкт-Петербург» с 2009 года.