Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Инженер рассказал, как собрал самолет-амфибию

Двухместный Ш-2 готов к полётам

В конце 20-х годов прошлого века советский авиаконструктор Вадим Шавров в квартире друзей собрал самолет-амфибию Ш-2, который очень помог Советской армии во время войны с Финляндией. Ш-2 использовался до середины 60-х, а потом его сочли устаревшим. Инженер и военный летчик-испытатель Александр Селезнев уверен, что благодаря современным технологиям Ш-2 может стать первым народным самолетом, причем стоить он будет дешевле многих автомобилей. Более того, при желании собрать Ш-2 можно даже в гараже. Себе Александр Селезнев самолет уже построил.

Долгих 20 лет

Идеей повторить опыт Вадима Шаврова и самостоятельно собрать Ш-2 Александр Селезнев загорелся, как только увидел этот самолет.

«Я сразу подумал, что Ш-2 можно собрать на коленке, просто нужны чертежи, а их не было. В петербургском Музее Арктики и Антарктики хранится Ш-2, который использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин». В 1998-м Виктор Боярский, занимавший тогда пост директора музея, позволил мне залезть в кабину самолета. Я сделал все замеры, сфотографировал детали и окончательно убедился в том, что смогу собрать такой же самолет. Однако у меня возникли трудности, правда не с изготовлением деталей», – вспоминает Александр Селезнев.

Около трех лет инженер готовил чертежи и параллельно искал инвесторов. «Я собрал небольшой коллектив мастеров, а предприниматели Олег Шкуратов и Алексей Барсук начали финансирование проекта. Однако в 2002 году, когда уже был готов фюзеляж, то есть корпус будущего самолета, у них закончились деньги, и полуфабрикат Ш-2 просто пролежал в ангаре до 2014 года. Потом я познакомился с бизнесменами из Москвы, и они не просто дали деньги на строительство самолета, но и даже платили какую-никакую зарплату нашим главным мастерам, но продлилось это недолго», – рассказал Александр Селезнев.

Проект столкнулся со множеством самых разных проблем. Например, в одном из ангаров, где хранился самолет, прорвало трубу с горячей водой, в результате дорогостоящая обшивка была уничтожена. Уже в другом ангаре собранные и подвешенные под потолок крылья самолета из-за халтурной работы одного мастера превратились в две кучи обломков. «Он потом просто сбежал, прихватив 450 спонсорских тысяч рублей. Мы выиграли суд, но деньги нам так никто и не вернул», – вспоминает Александр Селезнев.

Подобных ситуаций было множество. Александру Селезневу приходилось несколько раз менять место сборки, перевозить законсервированный самолет из Москвы в Петербург, ведь желающих годами бесплатно предоставлять площадки не так уж и много.

Мешал сборке и человеческий фактор. «В общей сложности над моим самолетом все эти годы занималось не больше 15 человек, при этом команда неоднократно менялась. Было несколько рабочих с золотыми руками, однако любовь к алкоголю значительно снижала эффективность их работы. А очень хороший столяр Николай Крикунов, к сожалению, умер в 2015 году», – рассказал Александр Селезнев.

Тем не менее к 120-летию Вадима Шаврова в 2018 году Ш-2 был полностью собран на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), где находится и по сей день. «Мы провели испытания на воде, и все прошло отлично, а вот проверить его в воздухе возможности нет, так как нужно специальное оборудование – авионика. В России ее не производят, а заграничная из-за курса валют стоит 4 миллиона рублей, которых у меня нет. Мы пытались выиграть президентский грант, но не вышло», – пояснил инженер.

От собранного в 1929 году Ш-2 самолет Александра Селезнева все-таки отличается. «Я сделал его не трех-, а двухместным, но можно обустроить еще два сиденья. Кроме того, мы использовали автомобильный двигатель Subaru – он очень мощный, при этом скорость при посадке обеспечивает около 60 комфортных километров в час. Для сравнения: мне как-то пришлось сажать истребитель на скорости 450 километров в час. Длина фюзеляжа нашего Ш-2 составляет 10 метров, а размах крыла – 13», – пояснил летчик.

Первый народный

Александр Селезнев мечтает, чтобы его модифицированный Ш-2 стал первым в России народным летательным аппаратом, который будет стоить гораздо дешевле многих автомобилей.

«Я много лет вынашиваю эту идею, но отечественная авиация занята производством военных или больших коммерческих самолетов. Я хочу доказать, что благодаря современным материалам и технологиям спроектированный в 1929 году Ш-2 может быть эффективным транспортным средством ХХI века. У нас в стране можно летать на индивидуальных самолетах на высоте до 200 метров, поэтому ничего не мешает использовать Ш-2», – уверен инженер.

По грубым подсчетам, стоимость собранного Ш-2 составляет около 4 миллионов рублей, включая украденные 450 тысяч рублей, а также все мытарства, через которые прошел проект. Александр Селезнев уверяет, что если наладить производство, то себестоимость Ш-2 без авионики составит около 540 тысяч рублей.

«Для производства Ш-2 нужна отапливаемая мастерская с необходимым минимумом инструментов: верстак, болгарка, сварочный аппарат, а также токарный и сверлильный станки. Также нужны пять толковых специалистов: слесарь, сварщик, токарь, столяр и компьютерщик. При таких условиях один Ш-2 можно собрать за три месяца. Конечно, первые экземпляры будут дороже, но если поставить производство на поток, то цена снизится», – уверен он.

Впрочем, есть еще более экономичный путь.

«Можно продавать не самолет, а его конструктор, инженеры называют это китами. То есть официальный завод выпускает детали для Ш-2, которые должны пройти сертификацию и получить знак качества по всем авиационным правилам. Умеющий работать руками человек покупает кит и строго по инструкции собирает свой личный самолет в гараже или на даче. После специалисты осматривают готовый Ш-2, указывают на недостатки, если таковые имеются, а потом принимают правки. Когда все согласовано, человек обязан пройти обучение с профессиональным инструктором на этом самолете. Если все эти этапы пройдены без проблем, то владелец Ш-2 получает право пользоваться им по назначению», – пояснил Александр Селезнев.

Для скептиков летчик обращает внимание на то, что управлять Ш-2 не так уж и сложно, как кажется.

«Это самолёт-амфибия, то есть сесть он может не только на специально подготовленный аэродром, но и на воду, болото и пересеченную местность. Ш-2 весит меньше полутора тонн, а у нас в стране производят парашюты для авиационной техники, которые способны спускать с высоты грузы до 1800 килограммов. И если снабдить Ш-2 таким парашютом, то комфортная посадка обеспечена даже неопытному пилоту», – уверяет он.

Справка

Александр Селезнев окончил Харьковское авиационное училище, Киевское инженерное авиационное училище, аспирантуру при Петербургском университете промышленных технологий и дизайна и там же защитил кандидатскую на тему «Решение технологических задач в методах создания средовых объектов дизайна». В 1986 году Александр Селезнев получил свидетельство военного летчика-испытателя. Помимо этого, он является президентом ижорского фонда молодежных и военно-исторических программ «КАЧУР».

Закрыть