Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Олег Довганюк рассказал, каким образом «Остров фортов» обеспечит работой горожан

А также, что делают для привлечения туристов, – в интервью главы администрации Кронштадтского района
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сегодня состоится отчет администрации Кронштадтского района перед общественностью. Накануне этого события глава района Олег Довганюк рассказал «Петербургскому дневнику» о том, какими темпами развивается город на острове Котлин.

– Что нового ждет район в 2021 году?

– Мы, как все мирные люди земли, ждем окончания пандемии, потому что все у нас с этим связано – любые наши большие планы и мероприятия. Поэтому мы надеемся, что все это закончится.

Если говорить об общей политической повестке, понятно, что мы готовимся к всероссийской переписи населения, которая переносилась, а также к выборам депутатов Госдумы и депутатов нашего Законодательного собрания. Но в этом году у нас небольшой юбилей – 5 лет главному морскому параду. В Министерстве обороны нам рассказали, что хотят более насыщенную программу – точно ожидаем больше кораблей и техники. Праздник 25 июля будет более зрелищным, если позволит обстановка, конечно.

Кроме того, в этом году исполняется столетие трагических событий марта 1921 года. Люди по-разному оценивают это событие. Для кого-то это восстание, мятеж. Мы говорим – «кронштадтские события». В планах – встречи, беседы, выставки. Одну мы уже начали, и ее можно увидеть в детской художественной школе. Также необходимо установить памятник участникам тех событий, есть указ президента России 1994 года. Ну, и готовимся к общегородскому мероприятию – 800 лет святому благоверному князю Александру Невскому.

– Есть ли проблемы, которые вы бы отметили как первоочередные, требующие решения в 2021 году?

– Проблемы у нас все старые – это дороги, парковки, работа городского транспорта. У нас узкий рынок труда, как вы знаете, ежедневная маятниковая трудовая миграция. Люди, а это порядка 10 тысяч трудоспособного активного населения, выезжают на работу в другие районы, а вечером возвращаются. Удобные дороги, парковки – это комфорт наших жителей, поэтому мы стремимся сделать более развитой улично-дорожную сеть.

– Насколько мы знаем, в планах города и страны – сделать Кронштадт привлекательным как для российских туристов, так и для иностранцев. Что уже сделано?

– Ну, у нас все идет по плану. Ничего не пробуксовывает. Есть отработанные маршруты – куда приезжают туристы, где покупают сувениры и где они обедают. Но появляются новые интересные места. У нас, как вы знаете, открылся военно-исторический парк «Остров фортов» – большая территория. Кроме того, пару недель назад появился уникальный Музей маяков. Помимо архивных сведений там есть редкие вещи, маяки – уменьшенные копии оригинальных сигнальных башен акватории Финского залива.

А еще хочется, чтобы люди наконец отказались от стереотипа, что в Кронштадте негде поесть. Независимо от пандемии у нас постоянно открываются новые точки питания. Вот, скажем, по всему миру у Кронштадта больше 30 городов-побратимов и партнеров. В прошлые годы к нам приезжали корейцы, японцы, чехи, греки, итальянцы и мы всех их кормили, и все были довольны.

– Мы все наблюдаем за тем, как реализуется российский проект «Остров фортов». Его даже сравнивали со строительством в Сочи перед Олимпиадой. Что на сегодняшний день уже удалось сделать, а что предстоит?

– Для нас действительно это как строительство объектов Олимпиады. Это была общероссийская тема. А для Кронштадта это второй проект после строительства дамбы. Не было бы необходимости строительства дамбы, защиты Ленинграда от наводнений, никто бы миллиарды не вкладывал. Так бы мы на острове и жили. А так – получили и Комплекс защитных сооружений, и Кольцевую автомобильную дорогу.

Теперь вот такой проект. Во-первых, он глобальный и предусматривает не только туристическую составляющую, но и социальную. Все должно ложиться в одну схему – глобальное развитие и освоение территорий. Не должно быть так, чтобы вначале строились жилье, туристические объекты, а потом – социальные объекты и дороги. Все должно возводиться одновременно.

– Летом прошлого года, когда открылся музейно-исторический парк, предполагалось, что он кардинально изменит жизнь города. Но, как мы знаем, вмешался как минимум один фактор, который наверняка изменил планы, – пандемия.

– На самом деле, когда мы открывали 8 августа парк, рассчитывали, что на его открытии будут 5-7 тысяч человек. Но оказалось больше – 15 тысяч. У нас все было заставлено машинами. И там были не только петербургские номера. Ленобласть, все регионы СЗФО, Москва, Московская область, челябинские, курганские, нижегородские номера.

– То есть, наоборот, пандемия спровоцировала внутренний туризм?

– Согласен. Мы даже в этом году отказались от традиционной нашей зимней тюбинговой горки, которую делали в прошлом году на Якорной площади. Там очередь была, как в Мавзолей. Съезжались из разных регионов. В этом году мы, предвидя аналогичный поток, с учетом ограничений и возможных нарушений социальной дистанции, отказались от горки.

– Как проходит реставрация знаменитых трех фортов: «Император Александр Первый», «Петр Первый» и «Кроншлот»? Можно ли их увидеть?

– Уже проведены водолазные исследования. Сейчас начинаются реставрационные работы. Но все форты – в разном состоянии. «Петр Первый» в лучшем состоянии. Он до недавнего времени принадлежал Министерству обороны. Там находилась воинская часть. «Александр Первый», он же «Чумной», ранее сдавался в длительную аренду. Там разное состояние. На «Кроншлоте» находилась станция размагничивания. Там ремонта и реставрации не было многие десятки лет. Окончание реставрационных работ – 2024 год. До форта «Петр Первый» можно будет добраться пешком, до «Чумного» проложат канатную дорогу. Технически это не сложно. На Северном Кавказе канатных дорог много. Ну а до «Кроншлота» – только с помощью плавсредств.

– А что говорят сами жители района? Как мы понимаем, сейчас основными гостями музейно-исторического парка стали горожане. Им нравятся преобразования? Или пока не очень много туристов, ничто не возмущает их покой?

– Понятно, что любое развитие и реконструкция вызывают настороженность и беспокойство. В целом людям, конечно, нравится. Раньше территория была, что называется, «за забором». Теперь Кронштадт можно посетить вне зависимости от того, в каком районе ты живешь.

Но доступность породила другие проблемы. Наша улично-дорожная сеть не предназначена для большого количества машин, автобусов, нет мест для парковок. Можно было бы рассмотреть возможность ограничений на въезд в историческую часть. Опыт, например, Казани, где есть пешеходная улица Баумана, в Грозном – пешеходный бульвар имени Махмуда Эсамбаева, в Суздале – историческая часть, те же Вильнюс, Таллин – Старый город закрыт на въезд. Там ходят все пешком. Можно сделать так же. Не обязательно ведь к каждому памятнику подъезжать на автобусе.

– Летом Петербург примет несколько матчей Евро-2020. Вполне вероятно, что гости проявят интерес и к Кронштадту. Что делается для привлечения туристов и готов ли город к их приему?

– Мы, как район, не принимаем участия в обеспечении матчей. У нас пока преобладают экскурсии одного дня. Маршруты туристические отработаны, точки питания есть. Самое главное, чтобы ограничения были сняты. В целом мы готовы к летнему туристическому сезону.

Что касается гостиниц, то стационарных сетевых больших у нас нет. Есть небольшие – гостиница Министерства обороны «Адмирал». Есть небольшая плавучая на форте «Константин». У нас есть хостел. Пока большой востребованности нет.

– По разным подсчетам, сейчас Кронштадт посещают около миллиона туристов ежегодно. В планах – до 5 миллионов. Какие сроки ставите для реализации и окупаемости проекта?

– 2020-й был годом внутреннего туризма. Но про цифры говорить не имеет большого смысла. В 2019 году у нас побывали примерно 1 миллион 700 тысяч туристов. В этом году мы не ожидаем резкого притока. Все будет зависеть от постепенных снятий ограничений как внутри страны, так и в других странах.

– Много раз на различных уровнях обсуждался вопрос транспортной доступности Котлина. Есть «Остров фортов», военный центр, но без грамотных и удобных дорог туда будет просто не добраться всем желающим. Тут возникают следующие вопросы. Какие дороги и когда должны появиться в Кронштадте, можно ли добраться до острова по воде и сколько туристов будут приезжать сюда через несколько лет?

– Губернатором Александром Бегловым было принято решение создать рабочую группу по развитию Кронштадта, составлен исчерпывающий план со сроком реализации до 2024-го. По нему, строительство объектов «Острова фортов» и развитие улично-дорожной сети решено синхронизировать.

Среди первоочередных – реконструкция существующих и строительство новых дорог. Есть, например, план расширить Кронштадтское шоссе – это основная дорога, ведущая в город, – до четырех полос. Затем надо реконструировать развязку. Кроме того, есть план параллельно сделать полноценный дублер Кронштадтского шоссе, реконструировать Цитадельское шоссе. В этом году заканчивается проектирование, предполагающее два выезда и въезда в Кронштадт. С 2021 года выходим на строительство.

– В прошлом году во время открытия «Острова фортов» прозвучали цифры: введение кластера позволит обеспечить рабочими местами 1800 человек. Планы не изменились? Что необходимо для их успешной реализации?

– Планы не изменились. По мере открытия объектов будут увеличиваться рабочие места. Возьмем исторический парк «Остров фортов». Мы под этот проект создаем госучреждение культуры, чтобы оно могло принять и эксплуатировать парк, его штат – больше 40 человек. Кроме того, уже в этом году будет расширяться парк, появятся новые объекты – это еще дополнительные рабочие места. В планах – расширение территории вдвое.

– Поликлиники, детские сады, школы – город в достаточной мере обеспечен социальными объектами?

– Мы обеспечены школами, детскими садами, – очередей нет. Но наполняемость школ – 110 процентов, особенно первые классы. Наполняемость садиков – 112 процентов. Практически мы сейчас обеспечены, задача – увеличить ясельные группы.

В планах – открыть филиал детского сада на улице Восстания. От «Острова фортов» заявлено строительство школы на 550 мест, детского сада на 150 мест, поликлиники. У нас пока одна поликлиника, по количеству жителей. Мы ее модернизируем в соответствии с государственной программой «Медицина» и городской программой «Бережливая поликлиника».

А еще, благодаря губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову, мы получили компьютерный томограф (КТ), который запустим через пару недель. Теперь нашим жителям не надо будет уезжать в другие районы, чтобы пройти соответствующее обследование.

– Как в районе идет вакцинация от коронавируса? Как пандемия повлияла на жизнь района в целом?

– Конечно, пандемия повлияла на жизнь района, как и во всей стране. К сожалению, потери не обошли и наших людей, среди которых – почетные граждане нашего района. Сейчас у нас открыты два пункта вакцинации. В готовности третий. Прививки уже сделали более 2 тысяч горожан и более тысячи военнослужащих. По отдельному графику, не нарушая рабочего ритма, будут прививаться сотрудники Кронштадтского морского завода.

– Помимо музейно-исторического комплекса «Остров фортов» в Кронштадте есть государственный природный заказник, который тоже имеет туристический потенциал. Планируется ли развивать эту территорию, которая может пострадать от наплыва туристов?

– В природном заказнике «Западный Котлин», который в ведении Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, проложены экологические маршруты, есть вышки, откуда любители природы могут наблюдать за птицами. В заказнике существуют ограничения по шуму, разжиганию огня, автомобильного проезда нет. Поэтому нельзя сказать, что приток туристов нарушит обстановку. Есть только вопросы к посетителям, которые оставляют в этих местах личные авто. Там же ходят автобусы, а дорога узкая, они мешают проезду общественного транспорта.