Яндекс.Метрика
  • Леонид Васильев

Отличница без соцсетей: что привело к гибели 10-летнюю петербурженку из Колпино

Следствие отрабатывает различные версии

Следственный комитет Петербурга изучает обстоятельства смерти 10-летней школьницы в Колпинском районе города. Трагедия произошла утром 14 февраля: тело ребенка на детской площадке обнаружил прохожий. Что стало причиной смерти девочки, пока неизвестно. В истории смешалось все: предполагаемый шейминг, приложение, вызвавшее родительские споры в Сети, и запрещенное аниме.

НЕ СИДЕЛА В СОЦСЕТЯХ

Страшный случай произошел утром в воскресенье. Известно, что ребенок ушел из квартиры, не надев верхнюю одежду. На поиски девочки отправилась ее мама. Позже тело ребенка на детской площадке недалеко от ее дома обнаружил прохожий.

Следователи проводят проверку по статье 110 части 2 УК РФ («Доведение до самоубийства несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного»).

В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге сообщили, что семья погибшей школьницы характеризуется положительно.

«Девочка – отличница, на учёте не состояла», – рассказали «Петербургскому дневнику» в аппарате Анны Митяниной.

Руководитель региональной общественной организации «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер в беседе с «Петербургским дневником» отметил, что девочка не вела социальные сети и не увлекалась просмотром телевизора. По словам эксперта, школьница выросла в полной семье, была в школе круглой отличницей и интеллектуально развитой не по годам.

«Она была из хорошей семьи, душа компании, ходила на дополнительные занятия. Семья полная. У девочки никаких социальных сетей не было, она их не вела», – отметил в беседе с корреспондентом «ПД» Леонид Армер.

ПУГАЮЩИЕ КАРТИНКИ И СПОРНАЯ ИГРА

Источник «ПД», знакомый с ходом следствия, пояснил в беседе нашему изданию, что в телефоне ребенка были найдены картинки с изображением различных способов ухода из жизни. В числе изображений была и рукописная картинка. На ней – некое существо с рогами, крыльями и тесаком в руке. Вокруг – убитые люди. К существу проведена стрелочка, а рядом написано: «Психопат».

Также в телефоне ребенка были найдены картинки из запрещенного к распространению в рунете аниме «Тетрадь смерти». Согласно сюжету манги, по которому оно снято, 14 февраля 2011 года добровольно ушла из жизни одна из ее героинь.

Известно, что погибшая девочка играла в сетевую игру Gacha Life. Приложение стало популярно несколько лет назад. Через героев игры пользователь может выразить различные эмоции. Правда, в отзывах к игре в Сети некоторые пользователи отмечают, что игра настраивает на самоубийства, насилие и развитие комплексов у детей.

«При экипировке персонажей различными атрибутами в игре возможен выбор холодного и огнестрельного оружия, добавление спецэффектов, имитирующих пролитие крови», – сообщается в одном из отзывов на приложение.

Однако эксперты не спешат связывать сюжет игры, аниме и колпинский случай, отмечая, что это работа следствия.

ПОНЯТЬ, ЧТО БЫЛО ДО

«Петербургский дневник» поинтересовался у кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения СПбГУ Сергея Горбатова, что могло стать причиной такого исхода.

«Есть разная клиническая картина самоубийства. Подростковые суициды могут быть организованы очень быстро, бывает, молниеносно. Он находится в трудной ситуации, и у него в голове мгновенно возникает план. Это как реакция на какую-либо ситуацию. Знаком с таким случаем: мальчика плохо подстригли, и он закончил жизнь самоубийством после того, как над ним посмеялись. Бывают самоубийства на фоне аффективного состояния, вызванные ссорой, спором. А бывают истинные самоубийства, к которым человек может готовиться годами», – рассказал Сергей Горбатов.

Что касается картинок в телефоне ребенка, эксперт «ПД» полагает, что сами по себе они не могут довести человека до самоубийства. И совсем другая ситуация, если другой человек использует картинки, которые подталкивают человека к суициду.

Сергей Горбатов отмечает, что статистика детских суицидов меньше, чем подростковых, но единичные случаи встречаются.

«Я сталкивался с антивитальными тенденциями и более маленького ребенка, который говорит, но сам не понимает, что говорит. Возможно, за этим кроется шантаж. 10-11 лет – это предподростковый возраст, где начинает формироваться взрослое «Я» и ребенка волнуют многие вопросы, которые не произнесены и до конца не поняты. Мы с вами не знаем всех обстоятельств дела. Возникает вопрос: кто виноват? Я не могу сказать, кто виноват. Очень внимательно нужно посмотреть на то, что было до. Все силы должны быть брошены на анализ анамнестических (предшествующих ситуации – прим. Ред) данных. Может быть, ею манипулировали с помощью чего угодно: картинок, уговоров, шантажа и тому подобного. Это могла быть даже игра. Я работал с подобным случаем во время консультаций. Подросток говорил: «Я смотрю сейчас на дорогу и хочу ее перейти. Если я сейчас брошусь бежать, нечаянно попаду под машину, она меня собьет, я умру. А потом я вернусь на предыдущий уровень». Он не осознает, что это смерть».