Обманываться рады. Чем опасны кешбэк-платформы
В последние полгода все чаще стали появляться истории о мошенниках, обещающих высокий доход в Интернете. Некоторым молодым петербуржцам приходят личные сообщения в «Инстаграм» с предложением зарабатывать от 150 тысяч рублей в месяц. Многие из них представляют собой сервисы, выдающие кешбэк (то есть возврат части вложенных средств) с покупки товаров в магазинах-партнерах. Есть у сервиса и дополнительная опция, кроме кешбэка. Он обещает научить еще и делать деньги. Но для этого нужно вложить средства, привлечь друзей, купить франшизу и так далее. Итог, как правило, печальный: участники деньги, наоборот, теряют.
ШИРМА ИЛИ БИЗНЕС-СИСТЕМА?
Для того чтобы «оседлать волну успеха», авторы спам-сообщений предлагают внести всего-то 59 евро. «После покупки сразу же открываются закрытые чаты «Телеграм», где ждет команда и обучение. Вас приглашают на вебинар или презентацию, которая может проходить у вас в городе. Разговоры будут о кешбэк-сервисе, потом о том, что если вы хотите заработать больше, то нужно купить пакеты, которые дают повышенный кешбэк», – говорит экс-партнер компании и пострадавший Сергей.
Затем, по его словам, следуют убеждения тем, что кешбэк – это лишь часть огромной программы по заработку и впереди клиента ждут золотые горы. Вы в это верите и начинаете искать потенциальных клиентов среди родственников. В итоге все идет по кругу. Вы приглашаете людей, они – других людей. Все вносят платежи. Но не все так просто.
Прежде чем вступать на тропу богатой жизни, Сергей советует изучить пользовательское соглашение. Например, в нем сказано, что все риски человек берет на себя, компания может в любой момент расторгнуть соглашение, внести изменения в одностороннем порядке и заблокировать учетную запись. Исходя из этой информации получается, что компания не дает никаких гарантий, деньги можно потерять в любой момент. «Менеджеры в один голос заявляют, что их партнерами являются более шести тысяч компаний. В том числе Adidas, Puma, AliExpress, что вызывает доверие. Однако это не совсем так. Эти бренды не партнеры компании, а крупного агрегатора кешбэков, к которому они «подключились» и перепродают их услуги. Так, человек думает, что магазины с мировым именем не будут связываться с мошенниками, а значит, компании доверять можно», – продолжает Соколов.
ОПАСНОСТЬ УЧАСТИЯ
Эксперт по финансовым вопросам и юрист Владимир Калашников считает, что у компании нет продукта, а это один из основных признаков финансовой пирамиды: «Ключевой доход идёт от привлечения новых клиентов и втюхивания им дорогой франшизы. Чтобы это сделать, нужно сперва самому вложиться и стать партнером. По сути, мы платим компании за ее же развитие. Допустим, что нам всё-таки удалось подключить знакомого на статус Gold, за это мы сразу же обогащаемся на 1 евро и получаем 15% от кешбэка этого человека. Если мы захотим заработать хотя бы 100 тысяч рублей, то нам нужно привлечь пять знакомых, попросить их оплатить Gold-статус и совершать покупки от магазинов-партнеров на 20 тысяч рублей ежемесячно. В наше время мало кто готов вкладывать столько денег в непонятно что, а потом и покупки на круглые суммы совершать каждый месяц. Вся эта схема наталкивает нас на мысль о возможных признаках пирамиды. Широкое «основание» пирамиды, где собирается наибольшее количество привлеченных участников, платят деньги, передающиеся наверх, к малочисленной верхушке. Подобное инвестирование происходит на основании обещанных больших выплат, которые, в свою очередь, могут быть получены только за счет привлечения все новых и новых клиентов».
На данный момент УМВД России Санкт-Петербурга провело проверку, но идентифицировать указанную организацию на территории Российской Федерации не удалось. В ходе работы по материалу проверки установлено, что данная организация зарегистрирована на Кипре. Поэтому направить запрос и вызвать руководителя организации для объяснений оказалось невозможно.
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
Практикующий психолог и бизнес-тренер Елена Викторова говорит, что не стоит удивляться тому, что многих удается поймать на этот крючок. Ведь базовая потребность человека – улучшить свое материальное благополучие.
«Следующая потребность – принадлежность к определенной социальной группе. Обратите внимание на вид менеджеров: брендовая одежда с кричащими логотипами, их посты в «Инстаграме» о лакшери-жизни, фотографии на фоне «Москва-Сити» и арендованных Lamborghini. Трансляция успеха напоказ воздействует на психику, и нам кажется, что мы можем добиться того же. Люди готовы верить в красивые сказки, а если денег нет, то берут кредит. После покупки первыми под раздачу попадают друзья и родственники – мало того что потеряете деньги, так ещё и рискуете испортить отношения с близкими».
Как противостоять такому воздействию? «Старайтесь больше размышлять и думать наперед, зачем эти люди хотят поделиться с вами секретом успеха и большого заработка? Помните, если схема бизнеса рабочая, то никто и ни за какие деньги не расскажет вам, как заработать так же», – настаивает Елена.