Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Адмиралтейском районе зафиксировали 66 домов с сохранившимися историческими витражами

Речь о парадных жилых зданий
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Для города вопрос сохранения витражей – настоящая проблема: в одних домах их заменяют на стеклопакеты, как в случае с домом Петрова на Пионерской улице, 22. В других случаях они просто исчезают. Так, например, произошло в жилом доме на Ораниенбаумской улице.

Повысить ответственность

Спасти культурное наследие помогают градозащитники и волонтеры. Они уже провели инвентаризацию в Василеостровском районе. Здесь активисты зафиксировали 39 адресов, в домах которых есть витражи или любое другое декоративное остекление. В Петроградском районе по 111 адресам зафиксировали примерно 560 витражей. Результатом работы стали две книги: одна – по Васильевскому острову, которая уже нашла своих читателей, а вторая – по Петроградской стороне. Сейчас она еще в работе.

«Поскольку у нашего проекта нет финансирования, мы собираем деньги на издание книги по Петроградской стороне с помощью краудфандинга на платформе Planeta.ru. Уже собрано более половины заявленной суммы, поэтому книга точно выйдет – небольшим тиражом в 200 экземпляров, из которых 16 штук уйдет в Российскую книжную палату для распространения по библиотекам страны, еще какую-то часть мы подарим районным библиотекам, а также библиотекам учебных заведений и государственным учреждениям. Также часть передадим управляющим компаниям домов Петроградского района, где сохранилось декоративное остекление. Надеемся, что наша работа, описанная в книге, поможет с пониманием социальной ответственности за сохранение витражей в домах», – рассказывает искусствовед Татьяна Княжицкая.

Кстати, с социальной ответственностью все не так плохо в городе. Яркий пример – дом по проспекту Добролюбова, 19. Жители организовали ТСЖ и за несколько лет восстановили полностью свою парадную. Начали с инженерных коммуникаций в подвале и на чердаке, а закончили историческим декором парадной, восстановив четыре исторических витража.

«Сегодня практически полностью обследован Адмиралтейский район. Сейчас зафиксировано 66 зданий с сохранившимися витражами в этом районе. Пока мы не делали подробного описания. Сейчас мы сосредоточены больше на выпуске книги по Петроградскому району. Конечно, нам хотелось бы выпустить подобную книгу в дальнейшем по Адмиралтейскому и Центральному районам, но издание книги – довольно большая нагрузка на волонтерский проект. Все-таки главная задача – продолжить вести актуальную информационную базу по сохранившимся витражам Петербурга, которую уже можно увидеть на сайте «Витражи в России», – сказала Татьяна Княжицкая.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Нужны волонтеры

Татьяна Княжицкая отмечает, что более глобальная цель проекта в том, чтобы выявить дома-памятники, где витражи нуждаются в реставрации, и, конечно, вдохнуть новую жизнь в остекление. Работа это непростая: во-первых, нужно прояснить, является ли дом памятником, охраняется ли витраж в парадной этого дома, а во-вторых, узнать, что думают жители по поводу восстановления витражей в их парадной. По сути, без согласия жителей в парадной ничего нельзя будет сделать.

Компетентно

«Работа у нас большая, но нельзя назвать ее активной, потому что сейчас у нас не хватает ни сил, ни человеческих ресурсов на нее. Постоянно работают только семь-десять человек, есть также люди, которые время от времени подключаются. Мы ведем переговоры с Художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица, Институтом культуры, чтобы привлечь студентов. Сегодня есть успешные примеры работ по реставрации витражей в городе. Весь этот опыт важно аккумулировать и использовать. Возможно, тогда мы сохраним оставшиеся витражи Петербурга», – отметила Татьяна Княжицкая. 

«В Петербурге практически каждое здание – памятник архитектуры. Конечно, у жителей домов нет таких средств, чтобы отреставрировать или воссоздать витражи в парадных. Для этой работы нужно привлекать частные или государственные инвестиции. В Петербург витражи пришли фактически вместе с модерном. В Москве купцы не сильно «баловались» декоративным остеклением, а в Северной столице, наоборот, это было ярко выраженным направлением в оформлении домов. Причем его любили не столько купцы, сколько представители буржуазии», – рассказывает художник-витражист, мозаичник Александр Демин. 

Закрыть