Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Максим Мейксин: «У нас в районе есть свободные места и в школах, и в детсадах»

Как Центральный район пережил тяжелый 2020 год и что его ждет в 2021 году – в интервью главы администрации Центрального района Максима Мейксина
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Работали круглосуточно

– Максим Семенович, как район пережил этот непростой 2020 год?

– Весь год прошел в очень напряженном режиме. Весной были большие сложности с СИЗами, с отработкой всех необходимых противоэпидемических процедур, с закупкой лекарств, поставками. Было нервно, честно скажу. Когда поликлиника сообщает, что СИЗов осталось на 2-3 дня, а ты обязан их поставить, – это требовало больших усилий. Но мы не допустили ни одного срыва, вовремя все закупали.

Было очень много вопросов весной, когда пожилые граждане из-за режима самоизоляции вынуждены были оставить подработки. Мы связывались с органами соцзащиты, с волонтерами. Более 16 тысяч продуктовых наборов развезли по семьям. Если получали сигналы, что кто-то нуждается в помощи, старались решать, чтобы поддержать жителей района. Продолжаем эту работу и сейчас, но в меньших уже объемах.

Очень важно было защитить и стимулировать врачей. Считаю, мы сделали все, что в наших силах. Они работали в героических условиях, люди по полторы-две смены отрабатывали за день, и важно, чтобы выплаты из федерального бюджета и средства из городского бюджета дошли до врачей. У нас были спорные ситуации, их старались решать в пользу врачей. К сожалению, два медика ушли – это врачи детской и взрослой поликлиник. Одному доктору было 95 лет, и она продолжала работать, несмотря на пандемию, честно исполняла свой долг. Другая доктор значительно моложе, но возникли осложнения, и ее не стало.

– Знаю, что главврачи стационаров буквально делились друг с другом СИЗами. А как решали такие вопросы главы районов?

– Я все-таки работал в промышленности, знал производителей и просто обзванивал коллег, друзей. Кто-то давал, кто-то продавал, тогда мы искали источники финансирования. Но мы ни на один день не прекратили помощь. Особенно тяжелой ситуация была даже не весной, а в ноябре. Были пиковые моменты, когда на одного врача приходилось до 40 вызовов в день. Мы задействовали свой транспорт для развоза врачей к местам вызовов, искали волонтеров с транспортом, меняли структуру приема в поликлинике. Врачи проявили себя с самой лучшей стороны. Это требует отдельной оценки, и я предлагаю отметить большое количество врачей наградами района.

Были приняты также очень важные карантинные меры по сохранению безопасности наших сотрудников, потому что управляемость районом должна быть сохранена. Весной был всплеск, когда в администрации одновременно заболели 15 человек. Провели работу с Роспотребнадзором, провели дезинфекцию, даже заклеили вентиляцию, рассадили людей по отдельным кабинетам, все перевели в режим видеоконференций, минимизировали контакты. И это дало результат. Люди продолжали работать, но заболеваемость была достаточной низкой. Мы уже понимали, что мы делаем и как делаем. Были сложности, ночами решали вопросы с поставкой СИЗов, оборудования.

– Вас не пугал пустой весенний Невский, когда все закрыто, людей нет?

– Никто об этом не думал. Наша задача была – обеспечить карантинный режим. Мы, честно говоря, никого не штрафовали, работали в режиме рекомендаций, старались так организовать работу, чтобы люди сами максимально соблюдали режим, чтобы сдержать развитие пандемии. Могу сказать, что 98 процентов предприятий его соблюдали. Единицы, кого мы вынуждены были штрафовать, это те, кто не поддавался на уговоры.

– Кто оказался наиболее злостными нарушителями?

– Общепит, бары и рестораны. Пытались работать после 23 часов. Наша администрация работала все новогодние праздники, фиксировали нарушения, когда общепиту вообще нельзя было работать. Были парадоксальные случаи: идет наша группа контроля, на улице стоит зазывала и показывает, как пройти в бар или ресторан, чуть ли не за руку ведет. Конечно, наши шли и составляли протокол. Но в основном бизнес аккуратно соблюдал режим. В первую волну было более шоковое состояние, и все было более дисциплинированно, гораздо меньше нарушений.

Балконы, крыши, дворы и скверы

– Какие основные цели на этот год вы себе ставите?

– Главной, общей для всех задачей станет победа над пандемией и возвращение к нормальному ритму жизни. Для этого необходимо оперативно увеличить темпы массовой вакцинации, чтобы каждый житель района и города смог получить вакцину. На данный момент на базе районных поликлиник уже открыто 5 прививочных пунктов, увеличена их суточная проходимость – ежедневно прививки от коронавируса в каждом из них делают 150-200 человек. За все время в район поставлено более 4300 комплектов доз, вакцинировано более 3,5 тысячи человек. Обсуждается вопрос организации выездных пунктов. Либо будем собирать желающих у метро и отвозить в поликлинику, либо если Роспотребнадзор разрешит, то у основных станций метро организуем выездные прививочные пункты. Пока ждем соответствующих разрешений, там очень сложная конструкция, прорабатывается вопрос с установкой генераторов, чтобы холодильники работали в нужном режиме, и чтобы врачи могли соответствующим образом осматривать граждан. Два автобуса уже приспособлены, технология отработана на вакцинации гриппа. Но эта процедура более сложная, кроме того, после прививки должен быть 30-минутный контроль за пациентом. Прорабатывается также вопрос организации прививочных пунктов и в торговых центрах. В принципе, как говорят медработники, наших ныне действующих пяти пунктов должно хватить, и если не будет никаких проблем, то к концу весны мы должны привить все население района. Но у нас большой транзит. Ежедневно 2 млн человек посещают Центральный район, и не исключено, что сделаем вакцинацию и для них.

– Но надо возвращаться и к нормальной жизни. Какие планы у района?

– У нас старый жилой фонд, будем ускорять темпы по ремонту и реконструкции. Нам выделяют в этом году рекордную сумму через Фонд капремонта – 3,5 млрд рублей. Вместе с Жилищным комитетом и НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» организована работа по расширению программы капремонта жилых домов в Центральном районе. Из программы «Наследие», созданной КГИОП, половина – это объекты Центрального района, и в этом году начинаются работы по 15 объектам, именно памятникам на территории района.

Очень важны вопросы благоустройства. К сожалению, мы были вынуждены часть средств перераспределить на борьбу с коронавирусом. Если пандемия будет отступать, у нас появится возможность эти средства перераспределить.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры также формирует адресную программу реставрационных работ. В данной адресной программе предусмотрены изготовление проектной документации с последующими реставрационными работами по 15 объектам.

– Какие скверы и парки планируется благоустроить за этот год?

– Работы по указанным объектам запланированы в соответствии с адресной программой «Комфортная городская среда в Санкт-Петербурге».

Надеемся к осени, к 800-летию Александра Невского, максимально подготовить набережную реки Монастырки. Этот объект расположен в границах территории культурного наследия Александро-Невская лавра и состоит из двух участков общей площадью 3171 кв. м.

Предполагается проведение работ по ремонту газона, устранение аварийных деревьев и высадка новых, очистка территории от сорной растительности, прокладка асфальта. С просьбой о ремонте «Сквера Дружбы» на Литейном проспекте, между домами 13 и 17-19, обратились жители района. В 2020 году было завершено проектирование. Будет установлено новое покрытие тартан, современное игровое оборудование на детской площадке для разных возрастов, новые скамейки и урны, а также обустроена зона тихого отдыха и визуальной релаксации – декинг, цветник «Цветочный водопад» в восточном стиле.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Талон для чиновника

– Максим Семенович, в холле первого этажа здания администрации появился центр «одного окна». Терминал, справочные окна, администратор. Что это за пространство?

– Центр «Открытый район» открылся 4 февраля. Мы первыми реализовали новый формат работы чиновников с жителями района по принципу «Открытый район». До этого мы в тестовом режиме отработали около недели, отлаживали моменты взаимодействия.

– Чья была идея и зачем он нужен, ведь работают МФЦ?

– Это была наша идея. Все началось 2 года назад, когда я вступил в должность и начал обходить кабинеты в администрации. В одном отделе сидят 3 человека, ведут прием. Спросил, удобно ли? Выяснилось, что крайне неудобно – ни сотрудникам, ни посетителям. Родилась идея перехода в режим открытого района. Было важно прописать все процедуры внутри администрации, чтобы перестроить подход к работе. Раньше человек шел в администрацию, искал нужный кабинет, стучался, ждал. А теперь наоборот. Мы закрепили за каждой услугой отдельного специалиста. Посетитель ничего не ищет, он приходит в центр, выбирает нужную услугу, и к нему в течение 10 минут после смс спускается специалист. Если вдруг он занят или не приходит, то повторное сообщение приходит уже его начальнику, и тогда начальник решает вопрос. В любом случае, это стало нашей проблемой, а не проблемой заявителя. Мы ввели консультирование по всем вопросам. У нас очень востребованы консультации по вопросам нежилого фонда, перепланировок, социальной сфере. Помогаем оформить пакеты документов, которые затем заявитель направляет в соответствующие структуры. Сотрудники шутят, что раньше самым знающим консультантом был охранник. Сейчас мы сделали отдельную стойку информации, специалист направляет гражданина, помогает заполнить бланки. Это снимает нагрузку с администрации и сокращает сроки предоставления услуги. Может, это не очень удобно для сотрудников администрации, но удобно для жителей района. Губернатор Александр Беглов уже дал поручение распространять наш опыт.

– Места в школах и детсадах – больной вопрос для каждого района. А что у вас?

– Мы – единственный район, где есть свободные места и в школы, и в детсады. У нас небольшой район, всего 214 тысяч человек, и у нас другой сегмент образования, и это специфика Центрального района, – делать специализированные школы, чтобы привлекать из других районов. Своих детей все меньше, потому что коммуналки расселяются, а новостроек мало. И процесс уменьшения населения происходит. Стараемся заменить местами более интересными и качественными.

Например, на Графском была школа с польским языком, но из-за отсутствия интереса там не набирали первые классы, на всю школу было всего 130 человек. Мы объединили ее с другим учреждением, сделали одну укрупненную школу, при этом польский язык сохранили. Также будем поступать с детскими садами. Выяснилось, что у нас в районе 62 площадки, где есть детсады, при этом всего 31 юрлицо. Будем укрупнять их и юридически, и территориально.

Дворник под контролем

– Февраль выдался снежным. Как оцениваете качество уборки центра?

– Я был очень недоволен тем, что увидел в ЖКХ в 2019 году. Пришлось поменять нескольких руководителей. Вот пару дней назад был снегопад, и я впервые был доволен качеством уборки, хотя я редко бываю доволен. Район убирают 600 дворников, полностью штат укомплектован, подготовлена техника, полностью сформированы кровельные бригады. Центральный район уникален – у нас площадь кровель больше, чем площадь тротуаров. В районе 214 улиц, очень высокая плотность застройки, 1700 дворовых территорий, дома- колодцы с очень большими площадями по кровлям, и почти все выходят на улицы, где люди ходят. Мы выделили 230 потенциально опасных кровель, они конструктивно устроены так, что снег на них не держится, и их убираем в первую очередь совместно с Комитетом по благоустройству. За эту зиму ни одного случая падения наледи не было. Но, вообще, знаете, я родился зимой, и до того, как стал главой района, я очень любил снег. А вот последние два года падающий снег перестал вызывать положительные эмоции.

– Из-за закрытых границ дворников не стало меньше?

– Мы традиционно нанимали дворников из наших регионов, не из-за рубежа, поэтому проблем сейчас не испытали. Качество их работы оцениваем: много современных технологий используется, в том числе и по фиксации результатов заявок. У нас установлено около 2000 видеокамер, подключили их на на проблемные территории, в том числе дворовые. Люди, зная, что за ними наблюдают, по-другому относятся. Иногда я звоню человеку, спрашиваю, где он находится. Говорит: там-то и там-то. Я прошу: «Подойди к камере, посмотрим». Это очень сильно дисциплинирует людей.

– Еще одна проблемная история района – балконы. Особенно после ЧП на Кирочной.

– У нас около 8 тысяч балконов, это огромное хозяйство, постоянно его изучаем. Около 1200 балконов требуют внимания, и мы часть балконов выявили аварийными, из них 1878 расположены на домах-памятниках.

На данный момент обследованы все балконы. Из них на 1 657 выявлены проблемы. 1001 балкон нуждается в срочном капитальном ремонте и замене несущих конструкций, из них у 338 уже есть техническое заключение об аварийности. Еще 469 могут быть отремонтированы в рамках текущего ремонта. В 2021 году запланировано 187. Еще 123 балкона будут отремонтированы в рамках региональной программы и целевой статьи «Расходы на предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий в отношении объектов системы жизнеобеспечения». Но для 1 245 балконов необходимо дополнительное финансирование для выполнения работ по приведению в надлежащее состояние.

Надеюсь, что больше не возникнет такая чудовищная ситуация, когда они обвалились. Мы потом изучали: были и ошибки строителей. Так, огромный балкон стоял всего на двух конструкциях без заведения под кладку. Нам тогда повезло дважды – нижние балконы остались висеть на стене и там не оказалось людей. Это же очень проходное место, и за считаные секунды до этого прошел пешеход и машина отъехала.

Проверяем постоянно, это наша головная боль на каждом аппаратном совещании. Балконы и штукатурка. Район старый, много переходов через ноль, они дают движение штукатурки.

Активные жители

– Насколько, по-вашему, инициативны жители района, когда речь идет о развитии и благоустройстве территорий? Какие интересные предложения получали?

– Диалог с жителями ведется на постоянной основе. В администрации проходят общественные слушания по благоустройству тех или иных объектов. При формировании плана работ учитывается мнение и желания горожан. Диалог ведется в социальных сетях, мы стараемся оперативно отвечать на вопросы. Ежегодно поступают предложения в рамках городского проекта «Твой бюджет». Начиная с 2016 года, мы получили более 1000 заявок в рамках проекта. Удалось реализовать такие инициативы, как веломаршрут на Фонтанке, благоустройство сквера на пересечении 8-й Советской и Мытнинской улиц, детской площадки на 3-й Советской, сада Даниила Гранина. Установлены деревянные накладки на гранитные скамейки на наб. к. Грибоедова, петербургские диваны в Воронихинском сквере и парклеты в сквере на пересечении Суворовского пр. и 4-й Советской ул., созданы спортивные площадки по адресам: Свечной пер., д. 17, и Загородный пр., д. 28.

На данный момент зарегистрировано 89 инициатив. Среди них можно отметить создание в Таврическом саду зоны отдыха для чтения и обмена книгами, создание скейт-парка в Овсянниковском саду, обустройство детской площадки с доступной средой для маломобильных групп населения.

Кроме того, в благоустройство вовлечена и наша молодежь. В 2019 году был запущен пилотный проект «Твой бюджет в школах». Старшеклассники самостоятельно генерировали идеи по улучшению школьного пространства и принимали активное участие в реализации проектов. Из 115 предложенных идей было защищено и принято 10.

Всего в проекте «Твой бюджет в школах» приняли участие около 7 000 учащихся школ Центрального района. Благодаря этому во многих школах района появились новые интерактивные зоны, свое медиа-пространство для творчества, современные лаборатории, актовые залы и даже филармония.

– Расскажите об участии района в конкурсе «Родной район» в 2020 году?

– В 2019 году район стал одним из победителей конкурса. Наша инициатива по созданию лаборатории по внедрению системы автоматизированного скрининга для выявления злокачественных онкологических заболеваний на ранней стадии у женщин полностью реализована. В 2020 году мы вновь выступили с инициативой в сфере здравоохранения по созданию собственной лаборатории по исследованию тестов на COVID-19 и выявлению антител, так как район не имеет собственной лаборатории и вынужден отправлять материал на исследования в другие городские лаборатории. Проект может быть также адаптирован под исследования других вирусов, таким образом, всегда будет актуален.

– Как вы оцениваете ситуацию на скандальных «ресторанных» улицах, в частности, на Рубинштейна? Что там планируется сделать?

– Стараемся учитывать пожелания не только гостей, но и жителей этих улиц, там живут около 4 тысяч человек. Мы должны четко отшлифовывать и менять законодательные акты, чтобы было как в Европе, когда в большинстве городов муниципалитеты определяют график работы встроенных помещений. Так было и в советское время, когда администрации районов согласовывали график. И никто не считает это барьером.

В 2020 году у нас проходил ряд встреч с жителями и рестораторами улицы Рубинштейна. Создана инициативная группа рестораторов, заинтересованная в соблюдении общественного порядка и благоустройстве улицы. В декабре на улице начала функционировать платная парковка на 104 парковочных места, в том числе 11 мест для транспортных средств инвалидов. В планах, скорее всего, к лету – сделать ее круглосуточной, что позволит решить проблему запаркованности. Кроме того, на улице Рубинштейна установлены дополнительно 18 видеокамер, вся улица под контролем. Это принципиально важно, чтобы люди понимали, что наказание будет неизбежно. А вот уличные кафе летом будут. Бизнес и так серьезно пострадал во время пандемии.

– Максим Семенович, прошлой весной активно обсуждалась идея снижения скорости движения по Невскому проспекту до 40 км/час. На каком сегодня этапе эта идея?

– Ограничение скорости автомобилей на Невском проспекте будет эффективно работать только в комплекте с системой автоматической видеофиксации нарушений. Было принято решение о проектировании установки системы и одновременном ее размещении со знаками. Очень большие затраты бюджета были, но надеюсь, что в этом году проект будет реализован.

Цифры

Центральный район Санкт-Петербурга был образован в 1994 году, после объединения Смольнинского, Куйбышевского и Дзержинского районов города.

• Значительная часть территории Центрального района Санкт-Петербурга является охранной исторической зоной.

На территории района работают:

МО Литейный округ
МО №78,
МО Дворцовый округ,
МО Лиговка-Ямская,
МО Смольнинское,
МО Владимирский.

558 многоквартирных домов на территории района являются объектами культурного наследия, площадь фасадов которых составляет 2002,7 тыс. кв. м.

В 2021 году предусмотрены работы на сумму 3,58 млрд. руб. Планируется отремонтировать 37 фасадов, 65 кровель, 10 лифтов, 14 подвальных помещений, 267 инженерных систем.

1700 дворовых территорий убирают жилкомсервисы района.

Штат дворников: 600 человек.

Площадь района 17,12 кв. км.