Многогранный Лев Бакст: карнавал идей и яркие образы
В этом году Русский музей решил не проводить выставку Бакста. Она была пять лет назад, на его 150-летие. Но разве это помешает познакомиться с его творчеством? Изданы сотни книг, статей и художественных альбомов, посвященных мастеру. А еще всегда есть возможность совершить виртуальную прогулку по Корпусу Бенуа, где в постоянной экспозиции представлены его лучшие картины.
Знакомый и неизвестный
Единого мнения у специалистов, какие работы Льва Бакста самые-самые, пожалуй, нет. Одни отдают пальму первенства картине «Древний ужас», созданной в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию. И отмечают, что сюжет, когда Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации, не потерял своей актуальности и сегодня.
Другие предпочитают полотно «Ужин», которое похвалил острый на язык Василий Розанов. Он даже сравнил улыбку изображенной там стильной декадентки с улыбкой Джоконды.
Третьи выделяют Бакста-портретиста, автора выразительных портретов современников – выдающихся деятелей искусства. И в качестве подтверждения предлагают вглядеться в «Портрет Сергея Дягилева с няней».
Писался он довольно долго – у создателя «Русских сезонов» постоянно не хватало времени для позирования. Зато выглядит здесь Дягилев весьма презентабельно. Изображение вальяжного франта, развернувшегося почти по балетному в три четверти (он хотел выглядеть поизящней), некоторые критики считают едва ли не лучшим портретом Дягилева.
«Это парадный портрет, но отдельные предметы на картине очень много могут рассказать о человеке, – объясняет ведущий специалист Русского музея Ольга Рачкова. – Позади Дягилева можно увидеть картины – это его любовь к русскому искусству. Патефон – символ его любви к музыке. А изображенная здесь няня, хоть и написана немного наспех, хорошо уравновешивает композицию и придает ей теплоту и душевность».
Сценограф, дизайнер, график
Сам Бакст как-то заявил: «Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи?» И специалисты подтверждают: именно ему суждено было стать первым русским художником, получившим мировое признание как кутюрье. Это подтверждают организованные Дягилевым в Европе и Америке «Русские сезоны» с участием Бакста, которые гремели по всему миру вплоть до окончания Первой мировой войны.
Еще можно вспомнить занавес «Элизиум», созданный для Театра Веры Комиссаржевской. Эскиз «Гость» к балету Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе», который был подарен автором Русскому музею в 1914 году. А эскизы к спектаклям «Ипполит», «Эдип в Колоне» и к балету «Фея кукол» напомнят о работе Бакста для императорских театров – Александринки и Мариинского. В одной только «Фее» на сцену выходили Павлова, Карсавина, Кшесинская, Ваганова, Фокин. А ведь были еще «Шехеразада» и «Клеопатра», после которых за художником потянулся шлейф в виде моды на восточные ткани, шляпы-тюрбаны и дамские туалеты a la Bakst. Считается даже, что туфли на платформе от его эскизов к «Легенде об Иосифе» (1914 год!) и парики всех цветов радуги появились тоже благодаря ему.
До последнего дня работа в театре осталась для Льва Бакста самой важной. Даже умер он вскоре после того, как на репетиции балета «Иштар» в 1924 году с ним случился нервный припадок.
Художник был похоронен в Париже. Но самые значительные его работы мы можем увидеть в Русском музее.