Яндекс.Метрика
  • Давид Генкин

Город, которого нет: как Введенский собор мешал благоустройству

Напротив Витебского вокзала находится один из первых в городе ресторанов сети быстрого питания. А раньше был храм

НА СРЕДСТВА ИМПЕРАТОРА 

До середины 1930-х годов на месте сегодняшнего ресторана быстрого питания находилась одна из трех часовен церкви лейб-гвардии Семеновского полка в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – часовня Святого Александра Невского. 

На протяжении века прибывающие на Царскосельский (впоследствии Витебский) вокзал пассажиры видели перед собой величественное здание – высокий белый пятикупольный храм, принадлежавший до Октябрьской революции одному из самых известных российских гвардейских полков – Семеновскому. Церковь лейб-гвардии Семеновского полка (с 1913 года – собор) была открыта по старому стилю 20 ноября 1842 года в присутствии государя Николая I, который выложил из личных средств 70 процентов той суммы, которая потребовалась на ее строительство.

ХРАМ В ВИЗАНТИЙСКОМ СТИЛЕ 

Семеновский полк был сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семеновском, отсюда и название. В 1700 году полк стал лейб-гвардейским, в дальнейшем участвовал во многих войнах, которые вела Россия. Его шефами всегда были императоры. После перевода полка в Петербург он был расквартирован в слободе под названием Семенцы, которая занимала территорию между современными Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Московским проспектами. Здесь появились деревянные казармы и дома для офицеров.

В 1745 году между нынешними Можайской и Верейской улицами была заложена деревянная церковь. Спустя 19 лет здание разобрали и перенесли ближе к полковому плацу, установив вблизи засыпанного нынче Введенского канала.

Примерно через 100 лет обветшавшую постройку снесли. Но ранее последовал высочайший рескрипт (говоря современным языком – поручение) Николая I о «построении нового каменного храма». Работы возглавил архитектор Константин Тон, который, к слову, построил первое каменное здание Царскосельского вокзала.

Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный – во имя Святого благоверного князя Александра Невского и северный – во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.

«Собор стал художественным образом, своеобразной интерпретацией московского XVI века и владимиро-суздальского XVII века храмового зодчества», – утверждает писатель и историк Алексей Щербаков.

Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Один из авторов картин для иконостасов – знаменитый художник Карл Брюллов.

По словам специалистов, особого внимания в церкви заслуживали две иконы в серебряных ризах – Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери. Внизу каждой из них выгравирована одна и та же надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г.». Именно эти иконы сопутствовали Петру I в походах, включая битву под Полтавой.

Начиная с 1873 года при храме существовало благотворительное общество, которое содержало богадельню и школу-приют для девочек из бедных семей. Церковь также ежегодно жертвовала средства на содержание полкового приюта для солдатских дочерей.

МУЧЕНИК ИЛИ УБИЙЦА? 

В 1906 году во время реконструкции этого здания в подвальном этаже соорудили придел священномученика Иакова. Через несколько месяцев здесь были захоронены убитый членом партии эсеров Зинаидой Коноплянниковой командир Семеновского полка Георгий Мин и три «нижних чина», погибших во время декабрьского вооруженного восстания в Москве.

Георгий Александрович Мин заслуживает того, чтобы уделить ему несколько строк в нашем рассказе. Этот командир Семеновского полка прославился тем, что активно участвовал в подавлении декабрьского вооруженного восстания в Москве. Действовал решительно и очень жестоко. Издал приказ: «Арестованных не иметь, пощады не давать». Были случаи, когда участников восстания расстреливали без суда и следствия.

Как-то странно: человека, на руках которого кровь соотечественников, похоронили в христианском соборе.

«На мой взгляд, это было сделано правильно, – сказал «Петербургскому дневнику» директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена доктор исторических наук Роман Соколов. – В братоубийственной войне – а декабрьское восстание, по сути, и есть такая война – не бывает правых: виновны обе стороны. Георгий Мин считал своим долгом защищать государство и восстанавливал порядок в стране теми методами, которые, по его мнению, только и были возможны в той ситуации».

ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОСПЕКТА 

Хотя в первые годы после Октябрьской революции Введенский собор ввиду высокой художественной ценности росписей и интерьеров находился под охраной государства, это не спасло его от уничтожения.

«Решение о сносе храма Леноблисполком принял 21 февраля 1932 года, – рассказывает заместитель заведующего кафедрой церковной и социальной истории Свято-Филаретовского православно-христианского института доктор филологических наук Юлия Балакшина. – По официальной версии, это было сделано в целях благоустройства близлежащей территории: для расширения Загородного проспекта и увеличения площади примыкающего к собору сквера».

В апреле 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ о воссоздании Семеновского полка.

С тех пор периодически возникают разговоры о необходимости воссоздания Введенского собора. Например, в том же 2013 году с такой инициативой выступили воспитанники Санкт-Петербургского суворовского военного училища. Курсанты даже разработали проект возрождения церкви.

Однако никаких решений на уровне городских властей на этот счет пока не принято.

Добавим, что 1 июня 2003 года на месте, где во Введенском соборе находился алтарь, была установлена памятная стела.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
«Перед взрывом церковь обследовали и обнаружили там знамя Семеновского полка. Оно было спрятано офицерами-семеновцами после расформирования полка в 1918 году», Юлия Балакшина, заместитель заведующего кафедрой церковной и социальной истории Свято-Филаретовского православно-христианского института.
Закрыть