Боятся, но идут: как общепит и его посетители возвращаются к ночной жизни
ФУД-КОРТЫ ЖДУТ КОНЦА ФЕВРАЛЯ
Александр Ружинский, исполнительный директор объединения «Рестоград», в декабре прошлого года запустил флешмоб «Скоро сдуюсь». Синие шарики с «криком о помощи» помогли: с 4 по 10 января губернатор Александр Беглов разрешил общепиту работать до 23:00. С 25 декабря можно было установить уличную мебель рядом с заведением. Изначально Смольный собирался с 25 декабря по 29 декабря и с 4 января по 10 января запретить работу кафе и ресторанов с 19:00 до 6:00. В конце января петербургское правительство разрешило заведениям работать с 23 до 6 утра.
«Благодаря решению Александра Дмитриевича отрасль в большей части встала на путь восстановления и те решения, которые предлагал «Рестоград» на предыдущем экспертном совете при губернаторе, превышены многократно, – отметил в беседе с «ПД» Александр Ружинский. – Мы предлагали открыть заведения до часу ночи, как рабочий вариант рассматривалась возможность пробития чека до 23 часов и работы заведения до полуночи. В итоге решение, которое вышло, сильно превысило наши ожидания и за это большая благодарность губернатору и всем представителям органов государственной власти».
При этом остается огромная часть рынка, которая по-прежнему закрыта, – это фуд-корты. «Мы ищем решение, которое позволит при сохранении всех необходимых мер безопасности нашим коллегам на фуд-кортах начать работать. Мы готовы на промежуточные решения в виде работы навынос, готовы предпринимать дополнительные меры безопасности при необходимости. Логика очень простая: нужно позволить работать предпринимателям», – считает Ружинский.
По его словам, открытие фуд-кортов планируется в начале февраля. «Мы надеемся на то, что это удастся сделать раньше», – добавил эксперт.
Что касается страха горожан перед посещением кафе, по мнению Александра Ружинского, это эффект информационной кампании. «Если говорить про выручку в новогодний период, когда нам дали поработать в некоторые дни, по сравнению с прошлым годом видна существенная разница. Она связана с активной информационной кампанией, направленной на то, чтобы люди сокращали количество контактов в местах публичного пребывания. Вне всякого сомнения, это работает. Даже если сейчас полностью открыть отрасль, все равно мы будем не досчитываться какой-то части выручки, потому что люди боятся приходить», – полагает он.
РЕСТОРАНЫ УХОДЯТ С РУБИНШТЕЙНА
«Некоторые сферы просто не восстановятся, – заявил в беседе с «Петербургским дневником» президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. – Многие рестораны закрылись и порядка 30 процентов из них не восстановятся. Давайте посмотрим на заведения, которые до пандемии работали круглосуточно: это рестораны быстрого питания, рестораны, которые находились на вокзалах и в аэропортах, а также рестораны, которые работали в круглосуточных супермаркетах, – их не так много. Остальные рестораны и так в 23:00 закрывались».
По словам Александра Ходачека, общепит потерял в выручке не только из-за страха. «Поток уменьшается по объективным обстоятельствам, поскольку сохраняются требования по рассадке. С другой стороны, многие рестораны перешли к работе навынос и на большие скидки. Это вынужденная мера, но она позволяет в какой-то степени сохранить рабочие места и сам тип заведения», – говорит эксперт.
Другая проблема – уход заведений с главной гастрономической улицы города, Рубинштейна. «Там уже произошла смена отдельных ресторанов. Все началось с ликвидации несанкционированных террас, которые были, например, в 23-м доме и в 12-м. Также были отдельные жалобы жителей, проживающих в домах, где расположен общепит и нарушались правило тишины. Эти заведения с помощью прокуратуры и Роспотребнадзора закрылись», – сказал в беседе с «ПД» президент ВШЭ в Петербурге.
«Основной барьер для полноценной работы отрасли сейчас один – само наличие ограничений, введенных из-за COVID-19. Покупательский спрос на алкоголь и еду в ресторанах за 2020 год, безусловно, снизился и часть заведений просто были вынуждены закрыться, хотя у некоторых сетей прибыль, наоборот, выросла за счет заказов на доставку еды онлайн, – согласился с Ходачеком эксперт Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», директор по развитию группы компаний «Навруз» (рестораны «Навруз», «Чинара») Рамиль Забиров. – Нам, к сожалению, пришлось закрыть один ресторан – на Московском, 133, из-за того, что количество гостей и заказов резко сократилось. Сегодня мы стараемся активнее работать на доставку через собственное приложение и через сайт».
Также эксперт отметил, что последствия пандемии вряд ли существенно повлияют на знаковый статус таких популярных мест, как улица Рубинштейна, заведения общепита на которой традиционно пользуются высоким спросом у горожан.
КЕЙТЕРИНГ НЕ СПАСЕТ ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
По данным интернет-опроса, проведенного Центром исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ, больше 80 процентов россиян вернутся к привычному образу жизни после пандемии. Доцент кафедры международных отношений Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат политических наук Нина Шевчук в разговоре с корреспондентом «ПД» сказала, что это касается и деловых встреч, которые в период пандемии проходили онлайн.
«Дело в том, что культура проведения деловых встреч в ресторане, кафе, на других внешних площадках объясняется созданием непринужденной обстановки. К сожалению, заменить этот формат деловыми встречами в офисе довольно сложно и материально затратно. Конечно, крупные компании могут позволить себе организовать кейтеринг, но это не распространенная практика. Кроме того, люди истосковались по выходам в свет, поэтому мне кажется, что сейчас, когда ослабевают ограничения, бизнес будет еще больше стремиться к проведению встреч вне офиса. В целом общество научилось соблюдать необходимые правила предосторожности, и рестораны готовы предлагать безопасные форматы: расстояние между столами больше, везде есть санитайзеры. Мне кажется, тенденция проведения деловых встреч вне стен офиса не только не уменьшится, а, напротив, будет расширяться. Для переговоров очень важны атмосфера и личная «химия», которая возникает в ходе переговоров», – уверена Нина Шевчук.
По мнению Шевчук, Рубинштейна не потеряет статус гастрономического центра города.
«Собственники заведений прикладывают очень много усилий для восстановления, сама ситуация и связанные с ней финансовые потери заставили собственников и рестораторов быть более креативными. Мне кажется, этот статус не будет утрачен, точно так же, как не будет утрачен статус других знаменитых объектов Петербурга. Однако существует проблема с тем, что не весь бизнес выжил и, возможно, понадобится довольно много времени на реабилитацию в плане качества предоставления услуг и их объема.
С другой стороны, мы должны понимать, что финансовые возможности населения в среднем достаточно сильно пострадали от пандемии, что может снизить возможности потенциальных посетителей театров и кинотеатров. Одно можно сказать точно: люди стали более осторожными, понимают, что в местах массового скопления высока вероятность заразиться, а это грозит как минимум больничным и ограничением трудовой деятельности. А значит, и убытками. Ситуация сильно зависит от того, насколько динамично коронавирус будет отступать, и от эффективности вакцинации, которая сейчас активно проводится», – заключила спикер.