Призер конкурса «Учитель года» рассказал, что значит быть педагогом
Награда для математика
В пятерку сильнейших педагогов, по итогам конкурса «Учитель года России – 2020», вошел и один из петербуржцев. Учитель математики гимназии №166 Центрального района Иван Меньшиков стал обладателем «Малого хрустального пеликана». Награда стала уже седьмой для Северной столицы.
Сам Иван Меньшиков в разговоре с «ПД» признался, что конкурс подарил ему массу ярких впечатлений и эмоций, которых хватит еще надолго.
«Эти десять дней были очень насыщенными, практически не было какого-то свободного времени, чтобы перевести дух, прийти в себя. Испытания шли одно за другим, и это, с одной стороны, изматывающий опыт, а с другой – огромное количество эмоций, впечатлений и новых друзей», – поделился педагог.
По словам Ивана Меньшикова, в конкурсах он участвует давно – еще на втором году работы в школе руководство предложило ему испытать свои силы в районном конкурсе.
«С тех пор я практически каждый год участвовал в том или ином конкурсе. Но «Учитель года» для меня – это наиболее серьезное испытание, потому что все остальные конкурсы были или молодежные, или командные. Этот же в сфере образования главный, такое ключевое событие, – отметил Иван Меньшиков. – И, конечно, пройдя городской конкурс «Учитель года», я не мог отказаться от участия во всероссийском».
Что значит быть педагогом? Меньшиков говорит, что это в первую очередь быть помощником для своих учеников.
«Необходимо быть для них полезным, делать все, чтобы ученик, приходя в школу, проводил день с пользой – чему-то научился или, может быть, попробовал что-то новое, понял что-то о себе и окружающем мире», – сообщил учитель.
По его словам, воспитательной работы, которая ведется в школах, не всегда достаточно – детям не хватает общения со взрослыми.
«Важно думать о том, как сделать так, чтобы у каждого ребенка было больше персонального внимания взрослого человека рядом, чтобы всегда было к кому подойти с вопросом, чтобы было много людей с разным жизненным опытом и разными моделями поведения. Так у ребенка перед глазами будут разные жизненные примеры, – пояснил Иван Меньшиков. – И, конечно, у каждого ребенка должна быть возможность общаться и задавать вопросы тем учителям, которых они считают примерами для подражания, которым они доверяют. Одним словом, в школе у ребенка должно быть как можно больше компетентных взрослых, которые готовы им помочь, что-то подсказать, поддержать их. К этому стоит стремиться, ведь это действительно повысит качество воспитательной работы в школах. Так намного меньше детей будет оставаться один на один со своими проблемами».
Признание заслуг Петербурга
По словам временно исполняющей обязанности председателя Комитета по образованию Елены Владимирской, «Учитель года России» – один из самых статусных конкурсов профессионального мастерства.
«Очередная победа на конкурсе – признание заслуг не только отдельного педагога, но и всей системы образования Санкт-Петербурга. Это знак того, что мы взяли верный курс, и стимул для продолжения пути к поставленной цели, – подчеркнула она. – Мы искренне рады за Ивана Андреевича Меньшикова и поздравляем его с заслуженной наградой».
Елена Владимирская также напомнила, что повышение конкурентоспособности учителей – это важнейшая часть работы Комитета по образованию. В рамках национального проекта «Образование» для учителей регулярно проходят курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, мастер-классы.
«В 2021 году в Петербурге будет создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, на базе которого учителя смогут пройти диагностику, выявить свои профессиональные дефициты и определить индивидуальный образовательный маршрут профессионального роста», – добавила она.
Говоря о своем участии в конкурсе «Учитель года», Иван Меньшиков отметил, что считает это очень важным опытом для своей работы.
«Этот конкурс – изумительная возможность познакомить представителей сферы образования из разных регионов. После каждого конкурса участники продолжают общаться, мы это видим на примере лауреатов и конкурсантов предыдущих лет. И это общение помогает найти какие-то общие цели, ценности, ориентиры в сфере образования, сформулировать какие-то идеи, которые уже пришло время воплощать в жизнь, – объяснил петербургский педагог. – А с другой стороны – в конкурсе важно показать себя, показать систему образования своего региона, раскрыть ее перед членами жюри и другими конкурсантами и одновременно посмотреть, что происходит у них. Каждый, думаю, осознает ту высокую задачу, которая на него возлагается. И этот обмен опытом тоже идет на пользу всем – после конкурса учителя продолжают сохранять контакты и вместе делают нашу систему образования лучше».