Политолог объяснил, чем различаются несанкционированные митинги в России и протесты в США
Политически 2021 год в США начался со штурма Капитолия сторонниками 45-го президента США Дональда Трампа, в который перерос разрешенный митинг в Вашингтоне, в России же – несанкционированными митингами. Возможное сходство у этих протестов директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников видит только одно – в обоих роль могли играть одни и те же структуры, впрочем, вряд ли главную.
«Может быть, ряд организаторов протестов в США и принимали участие в организации цветных революций – арабской весны, в Гонконге, в Латинской Америке. Возможно, структуры, связанные с демпартией США, которые раньше играли по миру, потом пришли этот опыт реализовали в США. Возможно, что эти же игроки пытаются организовать и российский протест, – не исключил Солонников. – Может, в этом и единственная схожесть. Все остальное – по-другому».
Истоки различия последних протестов в России и США корнями уходят в 2020 год. Если для России, как напомнил политолог, год прошел в жестких коронавирусных ограничениях, то в Америке он был выборным.
«В России энергия людей копилась, копилась и копилась, как в сжатой пружине. А в Америке же, наоборот, весь год раскачивался маховик, пружина ходила вправо-влево, выстреливала, – заметил Солонников. – Реакция на ограничения в России и дала в итоге тот выплеск энергии, который мы видели 23 января. Разумеется, нельзя на футбол и хоккей сходить, нельзя было проводить новогодние утренники. От этого все уже устали. То же самое сейчас во Франции и Нидерландах. Это реакция на коронавирус, на ограничения, а не политическая борьба одной из сил. Поэтому 23-го протесты были активнее, чем 31 января. Пружина распрямилась, энергия выплеснулась – зачем дальше ходить?»
Различия между протестами в США и России – и в отношении властей к ним. В Америке в 2020 году митинги, включая BLM, были выгодны демократам, у которых есть свои губернаторы. В России же власть монолитна, а силовики управляются из одного центра.
«В России нет такого разделения подчиненности силовых структур, как в США, где одни силовые структуры подчиняются мэру, другие – губернатору, третьи – президенту. У нас единая вертикаль, без разброда и шатания. Есть приказ – он выполняется», – добавил Солонников.
В США приказы, впрочем, тоже выполняются. И намного жестче из-за законов. Нападение на полицейского там чревато гибелью.
«Если бы полетел в полицейского в США снежок, был бы открыт огонь на поражение. Никто же не знает, была ли в снежке гайка или нет. Кинули – получи пулю. Ударил ногой полицейского – получил щитом или дубинкой по лицу и лежи на асфальте. У нас не так», – рассказал политолог.
Не так в России не только из-за отечественных законов. США, как «сияющий град демократии на холме», продолжил Солонников, не обращают внимания на реакцию международного сообщества. Россия же в условиях жесткого внешнего давления старается не давать повода для его усиления.
«У власти в России есть четкое понимание, что нынешняя толпа на улице, модерируемая их руководителями, нацелена в части своих провокаций на то, чтобы завести полицию, чтобы кровь лилась, а реакция была яростной. Это все можно транслировать в медиа и международный политический дискурс», – констатировал политолог.