Врач Владимир Жемков: туберкулез может поразить как бомжа, так и олигарха
Насколько серьезно стоит проблема туберкулеза перед человечеством? Каков уровень заболеваемости в Петербурге? Кто в первую очередь подвержен опасности заражения? Каким образом можно защититься от болезни и как ее выявить? Какие современные методы борьбы с палочкой Коха используются сегодня в медицине? На эти и другие вопросы отвечает главный врач Санкт-Петербургского городского противотуберкулезного диспансера Владимир Жемков.
"Петербургский дневник": Владимир Филиппович, когда пора обращаться к фтизиатру?
Владимир Жемков: Сначала – к участковому врачу. Когда болезнь только вошла в раннюю стадию. Это можно определить при флюорографическом обследовании. А флюорографию надо проходить не реже одного раза в 2 года, лицам из групп риска (хронические заболевания, ВИЧ, наркомания и т. д.) – ежегодно. Флюорографию можно сделать в районной поликлинике, больницах, клиниках. Ежегодно нами заключается до 1 тыс. договоров с предприятиями и учебными заведениями на проведение ФЛГ-обследования работников и учащихся на месте.
"Петербургский дневник": Скажите, туберкулез передается по наследству?
Владимир Жемков: Наследуется предрасположенность к заболеванию. Но к ней должны прибавиться плохое питание, неправильный режим дня, физические перегрузки, стрессы, контакты с туберкулезными больными. Зная, что у вас есть предрасположенность, необходимо следить за здоровьем и своевременно проходить ФЛГ-обследование. Кроме того, не надо курить, принимать наркотики, злоупотреблять алкоголем.
Регулярно заниматься физкультурой. Очень полезны душ, ванны, плавание, закаливание. Важно и полноценное разнообразное питание: белковые продукты, витамины, овощи. По возможности не следует допускать развития синдрома хронической усталости и других состояний, вызывающих снижение иммунитета. Особую настороженность надо проявлять, если кашель длительный (более 3 недель).
"Петербургский дневник": Каковы первые признаки туберкулеза?
Владимир Жемков: Вначале признаки выражены слабо и только позже начинают нарастать. Симптомами туберкулеза легких могут быть: кашель с выделением мокроты более 3 недель, кровохарканье, длительное, но небольшое повышение температуры, потливость по ночам, снижение веса, повышенная утомляемость, снижение аппетита.
"Петербургский дневник": Какие обследования надо пройти при таких признаках?
Владимир Жемков: Пациенту назначат исследование мокроты и рентген, возможно, поставят туберкулиновые пробы. В случае необходимости направят в противотуберкулезный диспансер.
"Петербургский дневник": А где и как можно заразиться туберкулезом?
Владимир Жемков: Заражение часто происходит от лиц без определенного места жительства, мигрантов, выходцев из тюрем, людей, годами не проходивших ФЛГ-обследование, которые не знают о своем заболевании.
Как правило, заражаются туберкулезом уже в детском возрасте. При этом большинство людей остаются здоровыми, но инфекция сохраняется в организме в дремлющем состоянии на всю жизнь. Способствуют развитию заболевания неблагоприятные условия жизни. Наиболее часто заболевают малообеспеченные, не имеющие работы, постоянного места жительства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также алкоголики, наркоманы, заключенные, ВИЧ-инфицированные. Но туберкулез может поразить как бомжа, так и олигарха. Многое зависит от индивидуальной восприимчивости организма, его естественного иммунитета. Хотелось бы подчеркнуть, что заражение туберкулезом неравнозначно заболеванию. Все может закончиться инфицированием (носительством).
"Петербургский дневник": Туберкулез можно вылечить окончательно?
Владимир Жемков: Конечно. Туберкулез сегодня лечится современными лекарственными средствами. Они дороги, но выделяются пациентам бесплатно. Лечение проходит в три этапа: стационар – санаторий – диспансер. Оно может длиться от 6 до 20 месяцев и дольше. У нас кроме городского противотуберкулезного диспансера есть диспансеры в каждом районе Петербурга.
"Петербургский дневник": После лечения в больнице пациенту обязательно полагается санаторное лечение?
Владимир Жемков: Да. Это второй этап лечения. Иногда он длится до полугода. Свои плюсы есть и у южных санаториев, но хорошо подходит для туберкулезных больных и наш климат. Все наши санатории находятся в прибрежной зоне Финского залива, в хвойных лесах.
"Петербургский дневник": А на юг туберкулезным больным выезжать не опасно?
Владимир Жемков: В остром периоде болезни – опасно, в дальнейшем – возможно. Загорать больным не надо как на солнце, так и в солярии.
"Петербургский дневник": А чем чахотка отличается от туберкулеза?
Владимир Жемков: Чахотка – от слова "чахнуть" – это устаревшее название тяжелой формы туберкулеза, приводящей к истощению.
"Петербургский дневник": Часто ли больным туберкулезом делают операцию?
Владимир Жемков: Это делается в случаях, имеющих показания к хирургическим методам лечения, чаще при хронизации процесса и при лечении устойчивых форм туберкулеза.
"Петербургский дневник": Туберкулез поражает только легкие или и другие органы?
Владимир Жемков: Туберкулез поражает все органы и ткани, кроме волос и ногтей. Поражаются легкие и бронхи, гортань, кости, суставы, позвоночник, органы мочеполовой системы (результат – бесплодие), глаза (исход – слепота), сердце, органы пищеварительной системы, кожа и подкожная клетчатка – появляются гнойнички, бугорки, язвочки и рубцы.
"Петербургский дневник": Лет 10 назад туберкулезным больным давали отдельную квартиру. А как сейчас?
Владимир Жемков: Больным, страдающим тяжелой формой туберкулеза с бактериовыделением, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, диспансер по месту регистрации выдает справку, которая предоставляется в администрацию района для решения вопроса о выделении изолированной площади.
"Петербургский дневник": Есть мнение, что при туберкулезе надо лечиться усиленным питанием. Это так?
Владимир Жемков: Да! Повышенное содержание в пище белков и витаминов обязательно. Поэтому в туберкулезных больницах хорошее питание. На человека в день выделяется в среднем по 200 рублей. Питание четырехразовое, оно включает в себя мясо, рыбу, кисломолочные продукты, овощи и фрукты. Сейчас модернизируются пищеблоки, питание разнообразное и вкусное. Предлагается на выбор несколько блюд.
У нас есть даже программа амбулаторного питания. Больной приходит в диспансер, получает лекарства, а вместе с ними набор продуктов.
Дорогостоящие лекарства выдаются пациенту бесплатно в течение всего курса лечения.
"Петербургский дневник": Если в семье есть больной туберкулезом, как оберегаться остальным членам?
Владимир Жемков: Необходимо систематически проводить в квартире текущую дезинфекцию с дезсредствами, которые выдаются в диспансере бесплатно, и строго соблюдать индивидуальный санитарно-гигиенический режим. Как правило, дезинфицируются ручки дверей, предметы, за которые берется больной.
Больному нужно выделить свою посуду, постельное белье, мыло, полотенце, отдельно следует держать зубную щетку.
Туберкулез передается воздушно-капельным путем, это надо учитывать. Всем родным надо пройти флюорографию, детям и подросткам сделать пробу Манту. Если же в семье есть дети, то их мы на некоторое время определяем в санатории. Они есть в Пушкине, Зеленогорске, Петродворце.
"Петербургский дневник": А как насчет интимных отношений?
Владимир Жемков: Туберкулез не передается половым путем. Но следует избегать поцелуев, еды из одной посуды до выздоровления больного. Спать лучше в разных комнатах, особенно в период активного туберкулезного процесса.
"Петербургский дневник": Допустим, человек отказывается от лечения. Как на него можно воздействовать?
Владимир Жемков: По закону такой человек должен лечиться. При умышленном уклонении от лечения больной может быть привлечен к суду.
"Петербургский дневник": А надо ли малышам делать прививку от туберкулеза?
Владимир Жемков: Прививать следует. Прививка БЦЖ не только уменьшает риск инфицирования и заболевания туберкулезом, но и защищает ребенка от распространенных и смертельных форм туберкулеза.
Важно учитывать противопоказания в момент проведения прививки, чтобы предупредить осложнения. При медицинских противопоказаниях прививку можно сделать не в роддоме, а в поликлинике, когда у малыша будет снят медотвод.
"Петербургский дневник": Если у женщины был туберкулез, не опасно ли ей рожать?
Владимир Жемков: Если сейчас туберкулеза нет, то не опасно.
После эффективного лечения и снятия с диспансерного учета бывший пациент считается здоровым человеком.
"Петербургский дневник": С вылеченным туберкулезом в армию призовут?
Владимир Жемков: Комиссия военкомата данный вопрос будет рассматривать индивидуально в зависимости от остаточных изменений.
1,5 тыс. в год – примерно столько человек в Петербурге заболевают туберкулезом. В последние 10 лет заболеваемость падает (в 2015 г. заболели 1178).
Сегодня в Петербурге много приезжих. Однако новой неизлечимой формы туберкулеза, привезенной мигрантами, нет. Есть форма туберкулеза с лекарственной устойчивостью, которой нередко болеют жители южных стран и регионов РФ. Она встречается и в Петербурге. Но и эта форма часто поддается лечению, правда, оно занимает больше времени. Безнадежных, фатальных ситуаций бывает немного. Работодатель обязан направить заболевшего туберкулезом на обследование и получить от него справку. Результаты обследования поступают в единый банк данных. Так что, если человек придет устраиваться на другую работу с поддельной справкой, в банке данных высветится его настоящий диагноз. И на работу его принимать не должны.