Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Когда трамвай поехал, люди поверили в победу»: петербуржцам показали блокадный трамвай

Легендарный МС проехался по Васильевскому острову
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В 77-летнюю годовщину снятия блокады Ленинграда на улицы города вышел легендарный моторный стальной трамвай, который работал тогда, в самые сложные годы войны. Старенький МС вывезли на улицу не только для того, чтобы продемонстрировать его людям, но и для того, чтобы напомнить об огромном вкладе в победу трамвайщиков Ленинграда.

К сожалению, всех желающих старенький МС прокатить не сможет, однако в рамках выставки «Город звучит тишиной» есть возможность проехаться на реплике другого блокадного трамвая – ЛМ-33, известного как «Американка».


Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

15 апреля тоже праздник

Старенький МС провез сотрудников и ветеранов предприятия «Горэлектротранс», а также журналистов от Среднего проспекта Васильевского острова до Музея городского электрического транспорта, где открылась выставка «Город звучит тишиной» о трамваях в годы блокады.

Расстояние небольшое, но этого хватает, чтобы оценить, как сильно изменились трамваи за все эти годы. Скорость у МС совсем небольшая, во время пути в вагоне весьма шумно, слышится какое-то дребезжание. Тем не менее «ламповые» деревянные скамейки и приглушенный свет создают какую-то удивительную ретро-атмосферу.

«С начала блокады общественного транспорта в городе почти не осталось – все, что можно, мобилизовали к Дороге жизни. Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 годов: город бомбили, стояли страшные морозы, чистить улицы от снега было некому. Однако весной ситуация постепенно начала налаживаться, и 15 апреля трамваи снова начали ходить», – рассказал работник трамвайного парка и бывший директор ведомственного музея при Василеостровском трамвайном парке Юрий Львов.

Что такое работа трамваев в блокаду, Юрий Львов видел своими глазами. «Когда началась война, мне было пять лет. Я жил рядом с трамвайным парком, на 21-й линии Васильевского острова. Я лично видел, как тяжело людям было подготовить трамвай к запуску. Когда трамвай поехал, многие поверили, что мы сможем победить», – вспоминает он.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Впрочем, трамвай в блокаду был всегда больше, чем просто транспортное средство. Например, ЛМ-33 использовался как санитарный вагон для перевозки больных и раненых. Для этого посадочные места превращались в некие подобия медицинских лежаков. Там почти не было света, однако врачи умудрялись оказывать помощь даже в такой ситуации.

«Трудно сказать, сколько жизней спасли трамваи и трамвайные работники, однако счет идет на десятки тысяч», – добавил Юрий Львов.

Место подвигу есть и в трамвае

Перед входом в Музей городского электрического транспорта висит мемориальная доска в память подвига трамвайщиков блокадного Ленинграда. Ежегодно сюда приносят цветы, и этот день не стал исключением – красные гвоздики принесли сотрудники и ветераны «Горэлектротранса».

Директор предприятия Денис Минкин отметил, что 27 января – великий день, и в том, что многие ленинградцы до него дожили, есть заслуга и трамвайных работников. «Того ужаса, который пережил наш город, не было нигде, и я надеюсь, что нигде и не будет. Ленинградцы выжили благодаря вере в Бога, вере в себя и беспредельному героизму. Однако трамваи также помогли многим пережить эти страшные годы», – сказал он.

Денис Минкин напомнил, что подвиги могут быть не только на фронте. «Достаточно вспомнить о так называемом кабеле жизни, который проложили по дну Ладожского озера, чтобы подавать энергию с Волховской ГЭС в город. Кабель был сделан на заводе «Севкабель». Во время производства у них закончилась бумага, поэтому пришлось использовать ту, которая предназначалась для изготовления денег. Те, кто принял это решение, и те, кто проложил кабель, тоже совершили подвиг и спасли множество жизней», – уверен он.