Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Как пресс-секретарь банка стал автором фантастических детективов

Иван Макаров рассказал «ПД» о своей новой книге «Покушение на Бэга Баррета»

Иван Макаров известен в Петербурге как журналист и сотрудник одного из крупных банков. Но мало кто знает, что он еще и пишет книги. И недавно у Ивана вышел детектив-загадка «Покушение на Бэга Баррета». Каким был путь PR-специалиста к фантастической прозе?

– Иван, дел в банке, судя по всему, стало меньше, раз появилась возможность написать книгу. Так ли это?

– Дел в банке более чем достаточно. Но пандемия и вынужденный переход на удаленный режим работы добавили минимум три часа в сутки, которые до этого уходили на дорогу. Благодаря этому и удалось реализовать творческий замысел.

– А когда появилось желание заняться литературой?

– Желание писать книги появилось еще в детстве. Свою первую историю я написал в семь лет, «издав» ее в единственном экземп­ляре. Собственно, и на факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета поступил исключительно из рациональных соображений – чтобы иметь профессию, которая позволит зарабатывать деньги и заниматься литературным творчеством. Самую первую книгу – фантастическую повесть для подростков – я написал еще в середине нулевых, будучи финансовым обозревателем петербургской редакции газеты «Коммерсантъ».

Вторая более-менее серьезная работа появилась в 2014 году, к тому времени я уже несколько лет работал в банковской сфере. Эта фантастическая повесть была опубликована в электронном виде.

Последняя работа «Покушение на Бэга Баррета» – это третья история.

Вместе с тем писателем я себя ни в коем случае не считаю. Писатель – это Андрей Константинов или, например, Шамиль Идиатуллин, который в отличие от меня продолжает работать в издательском доме «Коммерсантъ». Я пока в лучшем случае могу рассчитывать на статус литератора.

– Значит, Бэг Баррет. Расскажите, почему современные авторы так любят зарубежные имена.

– Наверное, потому, что фантас­тические истории, в которых описывается далекое будущее, не должны быть через имена и фамилии героев напрямую связаны с обыденностью нынешнего времени. Отсюда и попытки придумать что‑то экзотическое. А проще всего это сделать, используя в качестве основы иностранные имена.

Вот, скажем, знаменитая фантастическая сага о Форкосиганах Буджолд – в ней фамилия главных героев, по признанию писательницы, базируется на фамилии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина.

– Будучи журналистом, вы много писали о финансах и никогда – о криминале. Почему выбрали жанр детектива?

– Это во многом случайность. Решив попробовать свои силы в рамках одного литературного конкурса в 2019 году, написал рассказ. В нем, собственно, мой герой Джентин Юэ Вессаи и провел свое первое расследование.

А дальше само собой стало придумываться продолжение, причем как своеобразный литературный эксперимент, с весьма амбициозной заявкой на штамп «впервые в истории мировой детективной литературы». Заявка эта вместе с тем, ­скорее всего, наив­ная, и кто‑то, вполне возможно, уже такую развязку детективного сюжета использовал, пусть ничего похожего я и не нашел.

– Сколько времени потребовалось на написание, с кем советовались, откуда брали идею для сюжетной линии?

– На само написание ушло меньше года. Черновик со всеми шифровками был готов к октябрю, дальше два месяца ушло на редактирование. И здесь большое спасибо надо сказать профессиональному редактору Наталье Витько – без нее эта история была бы значительно хуже.

– На ваш взгляд, насколько сегодня в обществе востребованы книги?

– Книги очень востребованы. Другой вопрос – какие книги. И речь тут не только про формат – печатный или электронный, но и про содержание. Хотя, наверное, люди, читающие что угодно, – это все‑таки лучше, чем люди, не читающие вообще ничего.

– Вы много лет работали в ведущих деловых изданиях города и страны. Это помогло в написании книги?

– Это одновременно и помогает, и мешает. Приходится, например, выжигать из набросков канцеляризмы и обороты, которые являются обыденностью для деловых текстов. Но ежедневная журналистская нагрузка, конечно, оказалась очень полезна.

– Почти десять лет, как вы оставили журналистику. На ваш взгляд, как изменились издания за это время? Они стали лучше или хуже?

– Они стали другими. Во времена, когда наше поколение приходило в журналистику, мы слышали от «стариков» – вот, дескать, по телефону общаться может каждый, а ты попробуй ногами дойти до завода и что‑то узнать напрямую, разговаривая с людьми.

Теперь, когда мы сами стали этими самыми «стариками», молодежь слышит упреки в том, что даже по телефону не умеет толком разговаривать и «улыбаться в трубку» и ответы на все вопросы ищет в «Википедии» и в открытых электронных источниках, сверяя между собой различные информационные базы, о которых в середине 1990‑х и мечтать никто не смел!

– И вопрос напоследок. Пандемия коронавирусной инфекции не только уложила на больничные койки немало людей, но и дала многим возможность переосмыслить свою жизнь. Для вас минувший год – это все‑таки больше плюс или минус?

– Как говаривал мой отец, в каждом плюсе есть свой минус, а в каждом минусе – свой плюс. С учетом того, что все мои родные, близкие и друзья пережили прошлогоднюю эпидемию, хотя некоторые и прошли по краю, наверное, минувший год можно записать с плюсом.

На заметку

Иван Макаров рассказал, что зашифровал в своей книге два фрагмента. Тот, кто сможет разгадать их, получит от автора произведения денежный приз.

Условия конкурса «Взломай код Макарова»:

– Прочитать фантастический детектив «Покушение на Бэга Баррета» (доступен в одной из библиотек электронных книг).

– Расшифровать два текстовых фрагмента, которые спрятаны в тексте этой детективной повести.

– Прислать для автора письмом с названием «Взломай код Макарова» на почтовый адрес: info@spbdnevnik.ru с пояснением дешифровки. Первый, кто пришлет точный текст двух фрагментов с объяснением в свободной форме способа дешифровки, получит от автора подарок в размере 10 тысяч рублей. Имя победителя в конкурсе и скриншот его сообщения с правильным ответом будет опубликован на сайте «Петербургского дневника».

– Конкурс продлится до 30 апреля 2021 года включительно.

– Заявки принимаются до 30 апреля 2021 года включительно.

– Срок, место и порядок получения выигрыша: в Санкт-Петербурге по договоренности с победителем, в случае сохранения ограничений: перечисление награды безналичным способом по реквизитам, предоставленным победителем.

– Организатор конкурса: автор книги «Покушение на Бэга Баррета» Иван Макаров.