Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Графов

Дмитрий Графов: «Рабочие не знали, зачем копают шахты»

Историк метро о том, как строилась городская подземка

Ленинградский метрополитен был вторым по счету в стране, хотя у нашего города были все шансы стать первым. С середины XIX века властям демонстрировались проекты внеуличной железной дороги. Но и город особо не желал реализовать это смелое решение, и конкуренты – владельцы коночной сети – чинили препятствия. Подробное предпроектное видение метро, которое определило, где и как должна проходить первая линия, появилось только в 1937 году. Ученые поняли, что строить метро надо с юга, где условия наиболее благоприятные (например, податливый грунт). Также требовалось связать метро с крупнейшим предприятием – Кировским заводом – и всеми пятью вокзалами. Вместо Ладожского у нас тогда был Варшавский.

Осенью 1939 года Ленгорисполком собрал гидрогеологов, архитекторов, железнодорожников – и появилось «Строительство №5 НКПС», будущий «Метрострой». Открытие первого участка было запланировано на 1942 год.

И сейчас, оборачиваясь назад, мы, конечно, понимаем, какие это были несбыточные планы. Изначально было запланировано строительство 12 станций по обоим берегам Невы, начиная с «Автово» и заканчивая станцией на Выборгской стороне в Бабурином переулке. В городе уделялось особое внимание всему железнодорожному сообщению, поскольку Советско-финская война показала: угроза может оказаться совсем рядом с городом. Граница тогда проходила по реке Сестре.

Вывод из строя Финляндского железнодорожного моста мог иметь катастрофические последствия, поэтому метро строили с таким расчетом, чтобы иметь полноценную подземную грузовую переправу. Стройка была засекречена, в городе никому не говорили, что строят метро, и даже сами рабочие, которым велели копать шахты, не знали, зачем их копают. К началу Великой Отечественной войны шахты были готовы с юга до Обводного канала, где-то уже приступили к строительству горизонтов – и все это пришлось, увы, бросить. И не просто бросить, а затопить. Воду откачали в конце 1944 года, а в 1946 году стройка возобновилась.

Закрыть