Кто гасит Вечный огонь в Петербурге и какое за это положено наказание
В Петербурге в очередной раз погасили Вечный огонь. Это третий и, похоже, не последний инцидент за зиму. Пострадал мемориал жертвам революции на Марсовом поле, но, как выяснилось, без злого умысла. Дети, игравшие в снежки, угодили комком снега прямо в горелку, и пламя погасло. Через 15 минут огонь зажгли вновь. Сотрудники «ПетербургГаза» призывают: если вы увидите, что пламя погасло, сообщите об этом хотя бы по телефону 104.
Снежки как преступление
Инцидент на Марсовом поле был трактован как нелепая случайность, хотя с мальчиком и его мамой все-таки провели профилактическую беседу.
В декабре Вечный огонь на Марсовом уже гас из-за атаки хулиганов, а в Красном Селе поймали двух 13-летних девочек, которые целенаправленно забросали снегом огонь на братской могиле. В силу возраста девочек освободили от ответственности, но их родителям пригрозили штрафом за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Впрочем, как правило, в таких делах ограничиваются предупреждением, да и штраф положен небольшой: 100 рублей.
Между тем по факту гашения Вечного огня на Марсовом поле, имевшему место месяц назад, возбудили уже не административное, а уголовное дело по статье 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». С учетом того, что осквернителей было двое, то есть имел место групповой сговор, наказание может составить 3 года лишения свободы.
В апреле, в преддверии 75-летней годовщины Победы, в Уголовном кодексе появилась новая статья – 243.4, которая карает за порчу памятников, непосредственно имеющих отношение к воинской славе. Закон распространяется даже на те объекты, которые находятся за пределами России, – их повреждение наказывается штрафом до 3 миллионов рублей или трехлетним лишением свободы. Если преступление совершалось организованной группой, санкции вырастают до 5 миллионов и 5 лет. Впрочем, погаснувшая горелка не тянет на «уничтожение памятника», но история знает несколько случаев, когда мемориалы становились жертвами вандалов.
Осквернение и вандализм
Несколько лет назад был случай в Уфе: гражданин, состоящий на учете у психиатра, отломил чугунную звезду с памятника, положил ее в мешок, отнес в скупку цветного металла и получил 90 рублей. В приговоре особо подчеркивалось, что звезду оценили даже дешевле, так как мешок и так уже был почти полон. Восстановление поврежденной стелы обошлось уфимскому бюджету в 80 тысяч рублей. Вандала осудили за кражу на 3 года колонии.
Этот случай – исключение. Чаще всего Вечный огонь страдает из-за действий пьяных хулиганов, которые плиту со словами «Никто не забыт» путают с туалетом. Зато и расследовать такие дела просто: акт осквернения такие персонажи снимают на видео и выкладывают в Интернет. Полиции остается только найти первоисточник.
Начало варварской традиции положил гражданин Египта, которого в 2013 году задержали за это действо в Волгограде. Сначала 23-летнего мужчину осудили на 10 суток за сопротивление сотрудникам полиции, потом добавили еще полтора года за само осквернение. В последующие 5 лет аналогичные приговоры выносились в саратовском пригороде Энгельсе, в ставропольском Буденновске и в Орле. Суды, правда, проявляли снисхождение и всех приговаривали к условным срокам.
В Улан-Удэ к реальному сроку в колонии приговорили хулиганов, которые размотали траурные ленты на возложенных к памятнику венках и сделали из них бикфордов шнур. В городе Кстово Нижегородской области осудили на 9 месяцев воришку, который украл и пытался продать возложенную к Вечному огню корзину цветов. А в Астрахани осудили на 1,5 года хулигана, который загасил Вечный огонь, бросив в пламя горсть монет: они оплавились и запаяли горелку.
Кроме того, мировые суды регулярно штрафуют выпивших граждан, просто сидящих у Вечного огня ради обогрева.
«Петербургский дневник» обсудил с адвокатом Игорем Журавлевым, почему одни и те же действия в отношении памятника квалифицируются судом по-разному, и выяснил, что главное – мотивация самих злоумышленников.
«Если подросток забросал фитиль снегом просто из любопытства: погаснет – не погаснет, то это не преступление и даже не административное правонарушение. Если то же самое делает взрослый, то его уже можно и нужно штрафовать. Взрослый уже должен отдавать себе отчет, где он находится, и, кстати, иностранцев это касается тоже, – говорит адвокат. – Бывали случаи, когда Вечный огонь поливали из бутылки, и это тоже квалифицировалось как мелкое хулиганство и каралось небольшим штрафом. Другое дело, когда граждане пытаются загасить пламя, справляя на него нужду, или когда они снимают свои действия на камеру. И совсем плохо, если тут и нужда, и видеозапись. Очевидно, что основное желание здесь – эпатировать население, продемонстрировать свое циничное отношение к памяти героев, и здесь уже должно работать уголовное наказание. Пусть это будет небольшой штраф, но с такой судимостью хулиганам будет закрыта дорога на некоторые должности, и, я считаю, это справедливо».
Напомним, что весной Следственный комитет расследовал уголовное дело в отношении молодых людей из Кронштадта, которые использовали Вечный огонь в качестве гриля. «Повара» осудили к ограничению свободы, а его спутниц – к 15-тысячным штрафам. Изначально дело возбудили по статье «Вандализм», затем переквалифицировали на более тяжкую статью «Надругательство над местами захоронения».
Утечка не опасна
Сотрудник «ПетербургГаза» Владислав Чугин рассказал «ПД», что все памятники с Вечным огнем находятся в городе под присмотром. За этим следят или районные власти, или полиция.
«Не может такого быть, чтобы пламя погасло, а это обнаружилось только через несколько часов, – заявил он. – Обычно наши специалисты восстанавливают горение сразу и уже через четверть часа огонь загорается снова».
По словам представителя «ПетербургГаза», Вечный огонь регулярно проходит техническое обслуживание, поэтому погасшее пламя не несет никакой опасности для окружающих. То же можно сказать про утечку: если в обычной квартире утечка газа при включенной, но не зажженной конфорке может грозить взрывом, то на мемориале, на открытом воздухе, такой опасности нет.