Яндекс.Метрика
  • Ирина Маркина, Татьяна Постникова

Каким был первый сезон женского «Зенита»

Год назад, в январе 2020-го, руководство «Зенита» объявило о создании женской команды. С тех пор сине-бело-голубые узнали как горечь поражений, так и радость побед. «ПД» вспоминает, какой путь прошли футболистки за это время

«Руководство Российского футбольного союза поддерживает развитие женского футбола, и, откликаясь на современные тенденции в мире, Европе и России, мы приняли решение создать женскую футбольную команду», – объяснял смысл задумки генеральный директор «Зенита» Александр Медведев.

ЧЕТЫРЕ ПОБЕДЫ И ПЯТОЕ МЕСТО

Первым в истории женского «Зенита» главным тренером была назначена Ольга Порядина. Девятого марта «Зенит» представил состав из 22 футболисток, которых отобрали из 16 клубов разных лиг. Планировалось, что уже в начале апреля «Зенит» примет участие в чемпионате Рос-сии. Однако в планы вмешалась пандемия коронавируса, из-за которой старт турнира был отложен на несколько месяцев. Долгое время команда, как и вся Россия, находилась на самоизоляции. Болельщиков знакомили с футболистками через клубный Instagram...

К полноценным тренировкам команда вернулась 22 июня, а уже в конце лета дебютировала в Суперлиге. В первом матче, который прошел 1 августа в Москве, «Зенит» встретился с ЦСКА. Новоиспеченной команде было трудно противостоять лидерам чемпионата, поэтому матч закончился поражением петербургской команды со счетом 1:2.

Уже в следующем туре «Зенит» впервые сыграл вничью со «Звездой-2005».

Первой победы же пришлось ждать до пятого тура, где петербурженки разгромили «Чертаново» со счетом 3:0. Всего «Зенит» за сезон одержал четыре победы, трижды сыграл вничью и потерпел семь поражений. В итоге сине-бело-голубые заняли пятое место (из восьми).

ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ

Женская футбольная команда уровня высшей лиги – новое явление для Петербурга. И, как и все новое, женский «Зенит» обратил на себя внимание болельщиков, в особенности поклонников петербургского мужского клуба. Так, в первый месяц участия в Суперлиге женская команда установила новый рекорд по числу зрителей, посмотревших матч. По данным телеканала «78», игру седьмого тура чемпионата России между «Зенитом» и «Краснодаром» в прямом эфире и на электронных площадках телеканала увидели более 295 тысяч зрителей.

На стадионе посещаемость значительно меньше. Например, в ноябре на матчи женской команды приходили около 300 человек.

«Важно, чтобы на матчи женских команд приходили болельщики. А для этого нужны качественные исполнители. Зрителям должно быть интересно, – говорит наставник женского «Зенита» Ольга Порядина. – На мой взгляд, для этого нужно привлекать в наш чемпионат легионеров хорошего уровня. Это даст толчок к развитию. Наши игроки, особенно молодежь, играя в одной команде с сильными футболистками, будут расти».

А МОЖЕТ, ЛУЧШЕ В КИНО?

Телеведущая и спортивный журналист Мария Командная связывает относительно низкую популярность женского футбола с новизной этой отрасли в России. «Имейте в виду, у человека есть выбор – пойти в кино, сходить на матч мужской команды, посетить матч женской команды, поехать на шашлыки с друзьями и так далее. И женскому футболу нужно быть по каким-то причинам привлекательнее, чем все остальные варианты. Пока это нереально», – считает она.

По словам Командной, для привлечения болельщиков в женский футбол должна быть проделана огромная работа. Например, клубы вроде «Зенита», ЦСКА и «Локомотива» должны работать с аудиторией, посещающей матчи мужских команд, чтобы привлечь поклонников футбола и на игры женщин. «Популярность женского футбола сейчас, и я это говорю с большим сожалением, близится к нулю. Болельщики ничего не знают о командах, об игроках. Понятно, что в мужских командах совершенно другие бюджеты, но принципы популяризации схожие. Вот только развивать женский футбол гораздо сложнее, чем мужской, – традиций-то нет. Я всегда выступаю за бизнес-подход. У клубов есть стратегия развития женских команд? Вот с нее надо начинать. Раскрутить женский футбол – это то же самое, что раскрутить новый бренд. Способы примерно одни и те же», – добавляет телеведущая.

«СДЕЛАНО ОЧЕНЬ МНОГОЕ»

Впрочем, поводы для оптимизма все равно есть. «Три года назад я говорил, что у нас нет женского футбола. У нас все еще его нет, но теперь уже можно точно сказать, что он будет. Уже достаточно много чего сделано для этого, в том числе Российским футбольным союзом, и это, конечно, очень-очень здорово, – считает сооснователь одной из женских футбольных школ Владимир Долгий-Рапопорт. – Главное, чтобы были школы. Да, они есть в Питере, в Екатеринбурге, в Казани... Но это все единицы! Чтобы у нас было классно, должны быть тысячи школ по России, в которых будут тренироваться сотни тысяч девочек».

Больше о женском футбольном клубе «Зенит» читайте здесь.