Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Анна Ковальчук: «Главным оружием следователя всегда была ручка. Теперь это еще и планшет»

Сегодня исполняется десять лет со дня образования Следственного комитета России. «ПД» поговорил с народной артисткой России, на протяжении двадцати сезонов исполняющей роль одного из самых известных «телеследователей» нашей страны – подполковника юстиции Марии Швецовой

– Прототип вашей героини – это реальный следователь Елена Топильская. Консультировала ли она вас во время съемок?

– Никак не консультировала. Елена Топильская написала сценарий, по которому все было понятно и по которому надо было работать. Но когда мы встретились с ней, я посмотрела на ее поведение и манеру общения с людьми и сделала для себя выводы.

 Вы были когда-нибудь на реальных следственных действиях?

– Зачем мне это надо? Знаете, чтобы сыграть наркомана, необязательно быть наркоманом, даже совсем не нужно быть наркоманом! Поэтому – нет. Про работу следователей много телепередач. В принципе все можно увидеть и найти в Интернете, если очень нужно погрузиться в образ.

 А знакомые следователи у вас есть?

 Люди, работающие в силовых структурах, так или иначе очень закрытые. Тем не менее у меня есть друзья из этой сферы, причем очень близкие друзья. Поэтому консультаций мне хватает. К сожалению, я не могу сейчас подробно рассказать о них, но я очень рада, что жизнь меня с ними столкнула.

– Складывается впечатление, что если бы вам сейчас поручили расследовать настоящее дело, то вы бы справились…

– Это только так кажется. На самом деле надо быть профессионалом в своей области. И это возможно, только если ты погружаешься по-настоящему в работу, а не делаешь расследование по сценарию.

 Однажды вы сказали, что за двадцать лет съемок «Тайн следствия» вы уже стали мыслить как Мария Швецова.

– Следователи, наверное, со мной согласятся, что все преступления типовые и все развивается примерно по одному и тому же сценарию. И если сейчас где-то происходит что-то криминальное или я читаю об этом в газете, то есть возникает какая-то ситуация, схожая со сценарием «Тайн следствия», то я в принципе сразу могу обозначить круг, по которому может идти расследование дела.

 А вообще вы следите за громкими реальными процессами, оцениваете работу следствия, так сказать, с высоты опыта?

– Слежу, если это имеет какое-либо ко мне отношение. Вот, допустим, у меня дочка учится в Санкт-Петербургском государственном университете. И недавно было большое дело в отношении преподавателя. Тут, конечно, так или иначе следишь – если это связано как-то непосредственно с твоей жизнью или со знакомыми. А так в принципе это не та тема, которой я очень интересуюсь.

– «Преподаватель» – это наверняка приговоренный к 12 с половиной годам колонии историк-расчленитель Олег Соколов? Как думаете, суд вынес для него правильный, справедливый приговор?

– Да, речь идет про него. Но я не оцениваю такие вещи, это не в моей компетенции.

 Следователь – разве женская работа?

– Мне кажется, нужно работать там, где тебе хочется. Если какую-то женщину греет эта работа, то да, потому что она скрупулезная. Женщины все же больше углубляются в детали, а мужчине нужно махать шашкой. Хотя все люди разные. Главное – любить свою работу. И Марья Сергеевна, чем она полюбилась зрителю? Тем, что она искренне 20 лет любит свою работу и на алтарь этой работы, может быть, даже кладет больше, чем нужно. Наверное, многие женщины не согласятся с ее позицией. Но у нее очень четкая честная позиция. И за это Марью Сергеевну любят и уважают.

 За 20 сезонов «Тайн следствия» ваша героиня всего лишь трижды бралась за пистолет. Что же тогда главное оружие следователя?

– Еще в первых сезонах я сказала, что главное оружие следователя – это ручка. Сейчас, наверное, уже не ручка, а планшет – все-таки Google в помощь.

Но в принципе все равно это ручка. Знаете, это как Шерлок Холмс, который расследовал все в голове. Ну а Марье Сергеевне лучше все записать, состыковать, подумать. Она все время с блокнотом. И я настаиваю, чтобы в каждой серии мне давали блокнотик.

Мне уже реквизиторы говорят: «Мы узнали, какого цвета у вас костюм будет. Вот такого же цвета мы купили блокнотик». Они уже знают, что это атрибут, который всегда при мне. А еще в блокнот очень удобно текст записывать (смеется).

 В сериале Следственный комитет появился еще в 2009 году, то есть за несколько лет до реформ. Как вы отнеслись к уходу вашей героини со службы в прокуратуре?

– Конечно, Марья Сергеевна работала все время в прокуратуре, а потом вдруг ее расформировали. И это оказалось для меня довольно сложно. «Я из прокуратуры», – всегда говорила моя героиня. А сейчас нужно все время говорить, что Марья Сергеевна из Следственного комитета.

Во-первых, «Следственный комитет» трудно выговаривается. И я жутко страдаю, потому что звукорежиссер часто просит меня: «Ну еще раз, Анечка, ну скажи. Не выговорилось, давай еще раз». Так что название «Следственный комитет» я стараюсь употреблять в кадре как можно меньше.

И хотя слово «прокуратура» звучит, на мой взгляд, как-то убедительнее для преступников, все равно приходится пугать и Следственным комитетом!


Закрыть