Уроки психологии: эксперты рассказали о том, что поможет избежать подростковых трагедий
Вчера в Петербурге с тяжёлыми травмами госпитализировали шестиклассника, который выпал из окна. Ученики школы считают, что он хотел повторить сцену из аниме «Тетрадь смерти». Перед тем, как сделать этот шаг, он надел красный галстук – как и главный герой аниме. Однако эксперты «ПД» считают, что это только верхушка айсберга и причина поступка – во взаимоотношениях с окружающим миром.
УРОКИ ПСИХОЛОГИИ
В прошлом году прокуратура города направила в Колпинский районный суд иск о запрете сайтов с аниме «Тетрадь смерти».
«Тетрадь смерти» – о том, как богу смерти стало скучно. Аниме с летающими частями тела, физическим и психическим насилием, нетрадиционными сексуальными отношениями, сценами, демонстрирующими в натуралистическом виде гибель людей и возможные варианты взаимоотношений, также в списке», – так описывает его Объединённая пресс-служба судов города.
Психолог Оксана Миропольская считает, что причина поступка ребёнка лежит не в плоскости его увлечения аниме.
«Сейчас очень многие подростки увлекаются аниме, но то, что произошло вчера, это, конечно, не следствие увлечения аниме. Я думаю, если исследовать другие причины того, что могло стать триггером, будут и другие моменты – отношения в семье, высокие требования к ребёнку, отношения с одноклассниками. Это возраст, в котором начинается понимание себя в среде сверстников – какое ты занимаешь место в этой иерархической лестнице. Я уверена, что причина всё-таки не в аниме», – считает психолог.
Она отмечает, что в любом аниме присутствует романтизация жизни и возможность представить себя на примере любимых героев. «Ко мне приходила 13-летняя девушка, увлекающаяся аниме. У неё есть любимый герой-мальчик, который стал объектом для первой любви и даже некой сексуализации. Это нормально для данного возраста – романтизировать выдуманных героев. Раньше были рок-звёзды, в которых дети влюблялись, шли за ними. Это неизбежная динамка подросткового возраста, когда дети выбирают объект для идеализации и начинают ему поклоняться», – полагает эксперт.
По мнению психолога, если подросток сильно увлекался аниме, это говорит о лабильности его психики. «Мальчик очень впечатлительный и, возможно, ему надо было уделить внимание. Возможно, люди обесценивали его увлечения или иронизировали, а мальчик захотел показать значимость этого», – отметила эксперт.
Тревожные звоночки, по мнению Оксаны Миропольской, на которые родителям стоит обратить внимание, чтобы избежать трагедии: ребёнок постоянно находится в грустном настроении, раздражён, лежит в комнате с выключенным светом, ни с кем не общается.
«Ещё один момент: ребёнок фанатично чём-то увлечен и ни о чем другом думать не может. Жизнь здорового человека состоит из следующих компонентов: друзья, близкие, увлечение и школа или работа. Если человек уходит только в одну сферу, возникает вопрос – почему произошёл перекос?» – отметила она.
По словам Оксаны Миропольской, решением проблемы могут стать беседы и занятия со специалистами и психологами, которые будут проходить на базе школы.
«У детей и подростков есть заблуждение: иногда им кажется, что самоубийство – это не навсегда. У них есть фантазия об обратимости этого поступка. В наших школах есть уроки против курения. Здесь то же самое: психологи должны рассказывать об этом, потому что есть масса историй, к которым приводят импульсивные действия», – считает эксперт.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения СПбГУ Сергей Горбатов также считает, что увлечение аниме – не основная причина поступка школьника.
«У меня были судебные экспертизы похожего рода, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством и у них находили большое количество всевозможных визуальных материалов, в том числе аниме. Это всего лишь тень, отражение их психического состояния. А неблагополучное психологическое состояние, как правило, формируется на фоне неблагополучных отношений в семье или индивидуально-психологических особенностях, которые не позволяют им полностью интернироваться в социум», – уверен эксперт.
РОДИТЕЛИ ЗНАЮТ ЛУЧШЕ
Председатель ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов в беседе с «Петербургским дневником» отметил, что подобные беседы – не панацея.
«Это вещь, которой школа заниматься не сможет. Да, конечно, если у ребёнка есть проблемы, сотрудники школы обращают на него внимание и проводят беседу. Самые сложные случаи – это истории, которые редко были замечены школой. Такие вещи лучше знают родители, друзья. От того, что в школах появятся специализированные уроки, случаев суицида не станет меньше. Это процесс, который не напрямую зависит от того, рассказывают о нем или нет», – считает Михаил Богданов.