Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Специалисты исследуют прочность несущих конструкций Конюшенного ведомства

Работы запланированы на 2021 год
Фото: Елена Яковлева/«Петербургский дневник»

Петербуржцы наверняка уже привыкли к баннеру, за которым спрятан один из ярких памятников архитектуры города. Конюшенное ведомство вот уже несколько лет стоит в плачевном состоянии и ждет, когда к нему притронется рука специалиста. Человека, а точнее группы профессионалов, которые смогут дать ему новую жизнь.

Ряд экспертов с уверенностью говорят, что это возможно, ведь не зря же для памятника архитектуры XVIII века, раз в два-три года предлагают различные сценарии использования, от многофункциональной площадки с коммерческой недвижимостью, выставочными и обучающими центрами до музея архитектуры и общественного пространства.

Исследование и эксплуатация

На деле пока судьба ведомства остается неизвестной. Как рассказали в Комитете имущественных отношений Петербурга (КИО) , в бюджет на 2021 год заложены средства на его содержание и эксплуатацию, а еще на проведение первоочередных исследований прочности несущих конструкций. За эти работы будет отвечать Агентство по развитию имущественного комплекса Петербурга, которому в декабре минувшего года Государственный музей истории Петербурга передал памятник архитектуры. Напомним, что на балансе музея до момента передачи Конюшенное ведомство находилось три года.

«Сейчас также ведется подготовка необходимых документов для принятия решения о том, как распоряжаться объектом в будущем. При этом как и в какую городскую программу Конюшенное ведомство может или не может попасть для реставрации, пока рано говорить», – прокомментировали ситуацию в КИО.

Пока власти города ищут оптимальное решение вопроса, инициативные горожане продолжают искать для ведомства новый функционал, не забывая о его культурно-исторической ценности. Так, петербуржец Руслан Линьков предложил открыть в стенах памятника сразу несколько музеев: современного искусства, музей кавалерии, а также представить коллекцию ретро-автомобилей.

Римский театр в Петербурге

«На мой взгляд, было бы правильно сохранить Конюшенное ведомство за Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Музей смог бы развивать интересный исторический кластер, базируясь на основной идее создания самого комплекса и привнеся в него новые элементы. Например, в той части здания, которая расположена ближе к Большой Конюшенной улице, было бы разумно разместить концертный зал, который мог бы стать второй площадкой для Михайловского театра, который сегодня не имеет второй сцены. Что касается внешнего облика внутреннего убранства зала, то за основу можно взять Римский театр сирийской Пальмиры, который существенно пострадал от рук террористов. Это достаточно реально сделать, в том числе и потому, что над его 3D-моделью работали специалисты Петербургского Института истории материальной культуры РАН, – рассказывает Руслан Линьков. –При этом саму территорию Конюшенного ведомства можно «накрыть» легкой конструкцией стеклянного атриума, который бы не вредил существующим несущим капитальным стенам и не возвышался над зданием Конюшенного ведомства, не ломал сложившуюся небесную линию».

Он подчеркивает, что памятник архитектуры, как известно, довольно большой по площади. Противоположную сторону комплекса способны украсить сразу несколько музеев.

«Здесь можно открыть музей современного искусства, которого сегодня в нашем городе нет. Да, есть некие «очаги» этого вида искусства на Пушкинской, 10, в Новой академии изящных искусств имени Тимура Новикова, в галерее «Митьков». Я бы выделил для него чуть больше места на территории ведомства. Конечно, памятник архитектуры должен сохранить и нести составляющую, связанную со своей историей, поэтому можно там же разместить музей кавалерии. Кроме того, свое место найдет коллекция исторических ретро-автомобилей, за которыми стоит обратиться в «Ленфильм», где таковые имеются, – отмечает Руслан Линьков. –Территория этого памятника архитектуры – достойная локация и для экспозиции Государственного музея городской скульптуры. Как известно, большая часть которой сегодня лежит в запасниках на хранении у музея и не видна широкой аудитории. Здесь же было бы полезно развернуть обучающие классы и школу для реставраторов», – отмечает Руслан Линьков.

Особое внимание петербуржец предлагает уделить входным зонам на территорию памятника. Так, можно сделать пешеходной Конюшенную площадь, а после проводить на ней различные городские ярмарки, фестивали, обустраивать на зиму каток. При этом основной вход в музеи здания Конюшенного ведомства сделать со стороны набережной реки Мойки.

Что касается инвестиций, то, по его словам, бюджет города в реализации проекта может не участвовать, достаточно привлечь энергичных менеджеров, которые смогут воплотить
идею в жизнь. Тем более, в городе уже есть яркие примеры подобной работы.

К слову, о примерах. По словам архитектора Максима Атаянца, реконструкция и приспособление под современное использование крупных памятников архитектуры – работа, которая хотя бы как-то окупалась для инвестора, не такая уж и частая история в Петербурге. «Почему не Новая Голландия? Я не уверен, что с инвестиционной точки зрения этот проект имеет успехи, он больше из области филантропии, – считает Максим Атаянц. – В голову скорее приходят примеры реконструкции бывших особняков, дач, загородных домов. Можно вспомнить, например, дом Лобанова-Ростовского, который приспособили под гостиницу, пусть и не без потери для здания, но в целом проект можно назвать удачным».

Компетентно:

Сегодня архитекторы, власти города и активисты больше сосредоточены на внешнем облике и сохранении Конюшенного ведомства. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, что будет с цистерной, предназначенной для бензина, которая сегодня закопана на Конюшенной площади. Цистерна – все, что осталось от АЗС, которая располагалась на площади еще в Ленинграде. Советское наследие до сих пор можно «почуять», гуляя по площади, особенно в жаркую погоду.

«Я не могу сказать, что это место несет какую-то опасность. Здесь мы сталкивается, так сказать, с родным, любимым бензином, который мы заливаем в свою машину. Если наша машина для нас не является токсичным объектом, то почему мы таковой считаем данную территорию? Конечно, грунты за долгие годы впитали в себя горюче-смазочные материалы, так называемую органику. Но, кстати, органика в отличие от ядов, разрушается благодаря целой цепочке биологической жизни, которая и уничтожает микроорганизмы. За счет этого происходит естественное очищение грунтов. Если говорить про влияние на экологию, то, мне кажется, вокруг этой ситуации все сильно преувеличено в пользу чьих-либо интересов», – рассказывает генеральный директор компании «ПИ Геореконструкция», координатор городской комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Алексей Шашкин.