Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Почему вырос интерес к культуре в 2020 году

Для сферы культуры год был интересным. Это как минимум. Многим театрам, музеям и концертным залам пришлось придумывать на ходу новые формы работы со своими зрителями. К счастью, фантазия – сильная сторона многих руководителей от культуры. Поэтому у многих получилось

Нас ждут читатели

«Мы как будто предчувствовали это. Все эти годы мы, как методический центр,
постепенно обучали сотрудников библиотек виртуальному обслуживанию
читателей. И когда все закрылось, начали быстренько использовать все то, что
наработали за эти годы», – объясняет готовность библиотек к работе в новых
условиях директор Центральной городской публичной библиотеки имени
Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова.

И действительно, многим до сих пор трудно представить, как можно, не сходя с
дивана, не только записаться в любую библиотеку города, но и, получив логины и
пароли электронной базы ЛитРес, бесплатно пользоваться ее ресурсами.
Можно также обратиться к услугам круглосуточно работающей виртуальной
справки, получить в электронное пользование нужный реферат или книгу. Или
записаться на один из 17 удаленных курсов иностранных языков. Тоже
бесплатных.

Еще это одно ноу-хау библиотеки, которое подхватили и другие коллеги, это
доставка книг тем людям, которые не могут выходить из дома.

«Раз в неделю мы развозим книги по их заявкам. И считаю, продлеваем им жизнь.
Потому что нас ждут так, как не ждут никого», – говорит Зоя Чалова.

И подводя итоги работы, признается: «Мы научились обслуживать удаленно
настолько ювелирно, что практически не потеряли читателей. Если в 2019 году
услугами библиотек воспользовались 2,5 млн человек, то в 2020 – 3,100 млн. И
более половины (свыше 60%) сделали это удаленно.

Поддержит музыка и театр

«Возникшая пауза, которую многие сейчас переживают в своей жизни, должна
помочь понять, что все дается неслучайно. Иногда серьезная проблема
посылается человеку, чтобы он просветлел духовно. И в нашей ситуации
поддержкой зрителю непременно должен стать театр», – считает Семен Спивак,
народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра на
Фонтанке. Коллективу не удалось, как было задумано, отметить 40-летие. Но в театре
надеются сделать это в следующем году.

Не теряют оптимизма другие театры и концертные залы. Конечно, признаются
деятели культуры, живого общения не заменит ничто. Но если уже сложилась
такая ситуация, как в 2020-м, надо, как говорил Всеволод Мейерхольд, думать не
о бездне, а о мосте.

Здесь на выручку тоже приходит Интернет. Первым прорвал блокаду изоляции
Александринский театр, который показал онлайн не старую запись спектакля, а
премьеру. Это была постановка греческого режиссера Теодороса Терзопулоса
«Маузер». Результат превзошел все ожидания. Спектакль посмотрели миллионы людей по всему миру, режиссер был награжден «Золотой маской». И главное – по
проложенному Александринкой пути устремились другие коллективы.

И сейчас, пожалуй, невозможно найти театр или концертный зал, который бы не
транслировал свои программы с помощью новых технологий. Причем сам
формат таких трансляций был значительно расширен. И уже не ограничивался
простым показом спектакля. Помимо этого, это были встречи с актерами,
капустники, живые эфиры и даже полезные советы, как это делала в проекте
«БДТdigital» народная артистка России Нина Усатова.

«Мы использовали это время, чтобы усилить свое присутствие в онлайн-
пространстве. И придумали несколько оригинальных проектов. Например,
«Путеводитель по оркестру. Фабио Мастранджело (худрук театра «Мюзик-Холл)
находился в студии, а музыканты у себя дома. Они рассказывали о своих
инструментах: истории их создания, особенностях устройства и звучания. Это
вызвало большой интерес даже у тех людей, кто далек от классической музыки», –
поделилась директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

Найти позитив

«Даже в плохом можно обязательно найти что-то хорошее. Никто этого постулата
не отменял. И мы тоже нашли такой позитив», – признался директор
Мемориального музея Александра Суворова, председатель Комиссии по
культуре, сохранению историко-культурного наследия и туризму Общественной
палаты Санкт-Петербурга Владимир Гронский.

Он рассказал, что музей уже давно собирался готовить виртуальные выставки. И
тут сама жизнь заставила это сделать. А уж после первой выставки, посвященной
75-летию Великой победы и имевшей большой резонанс как у посетителей, так и
у профессионалов, стало ясно, что направление выбрано верное.

Сейчас на сайте музея и в соцсетях уже не одна такая виртуальная выставка. На
этих же ресурсах работает военно-исторический лекторий.

«Несмотря на то, что мы потеряли реальных посетителей, мы существенно
увеличили аудиторию онлайн. Если раньше она была представлена сотнями, то
сейчас тысячами людей. И, конечно, мы очень радуемся этому. Потому что
интерес к онлайн-проектам, безусловно рождает интерес к посещению реального
музея», – уверен Владимир Гронский. И под этими словами мог бы подписаться
любой руководитель музейного сообщества.

«В этом году мы получили новый опыт дистанционного взаимодействия с
аудиторией. И смогли проверить, насколько люди, несмотря на расстояние,
сохраняют интерес к таким важным вещам, как культура и искусство», – говорит
директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара.

Одна из форм, получивших в этом году активное распространение, – уличные
проекты – выставки и инсталляции. «Этот формат кажется мне современным и
необходимым. Присутствие искусства в городской среде является для культурных столиц (а Петербург, без сомнения, одна из них) важным элементом, формирующим образ современного мегаполиса».

Павел Пригара уверен: диалог классического наследия с современным
искусством – важный маркер для любого современного города, который превращается из утилитарного места, где жители ориентированы главным
образом на повседневность, в часть культурной программы.

Врезка

«Надо признать, что наша сфера, город в целом выдержали те испытания,
которые выпали нам в этом году. Несмотря на то, что несколько месяцев
учреждения культуры были закрыты, люди не потеряли к ним интерес. Наоборот,
он даже усилился. Об этом можно судить хотя бы потому, как много людей стало
приобретать билеты в музеи, театры и концертные залы сразу после того, как они
открылись».

Закрыть