В петербургской епархии рассказали, как не допускают появления новых «схиигуменов Сергиев»
Церковное начальство в Петербурге не допустит духовных отклонений, как это произошло с бывшим схиигуменом Сергием Романовым, духовником и основателем Среднеуральского женского монастыря, арестованным накануне Басманным судом Москвы.
Ранее следственный комитет обвинил Романова в склонении к самоубийству, самоуправстве и оскорблении чувств верующих. В ночь на вторник, 29 декабря, ОМОН со штурмом вошел в Среднеуральский женский монастырь, который в течение полугода незаконно удерживал Романов со своими сторонниками. После этого Романов был этапирован в столицу.
Сергий Романов был запрещен в служении после проповедей с отрицанием опасности коронавируса. Ранее он получил скандальную известность после критики экуменизма в РПЦ, так называемого «цифрового рабства», присвоения гражданам ИНН и СНИЛС, высказывался в стиле сторонников теорий заговора.
В июле Сергий Романов был лишен сана схиигумена, а в сентябре он уже был отлучен от церкви. Следственный комитет также расследует несколько уголовных дел об истязании детей в монастыре, которых удерживал Сергий.
СЛЕДКОМ РАЗБЕРЕТСЯ
В начале декабря было опубликовано видео, на котором Сергий Романов в присутствии детей спрашивал своих прихожан, готовы ли они «умереть за Россию» по его благословению. После этого уполномоченный по правам ребенка Свердловской области попросил прокуратуру проверить этот ролик. Как полагает следствие, таким образом Романов склонял своих последователей к самоубийству ради веры, или, как отмечалось в соцсетях, готовил «православных шахидов».
«Если посмотреть эту проповедь схиигумена Сергия, можно понять, что там чуть ли не террористические акты готовятся. Но если рассматривать с духовной точки зрения, то, как комментировал представитель монастыря, речь там шла не о физической смерти, а самопожертвовании ради веры. И здесь для православных христиан ничего страшного не звучит. Тут нет призыва к самоубийству. Задается вопрос, насколько человек готов последовать за верой, готов ли идти на смерть», – заявил «ПД» адвокат Александр Почуев.
По его словам, вряд ли сам бывший схиигумен Сергий рассматривал свою проповедь с мирской точки зрения, да еще и с таким «уголовным уклоном». Дальше следствие должно провести экспертизы и разобраться, что там все-таки было, добавил Почуев.
Собеседник «ПД» предположил, что поскольку дело расследуется центральным аппаратом Следственного комитета России, то серьезных нарушений во время следствия не будет.
«ПРАВОСЛАВНЫЕ» СЕКТЫ
Председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии иерей Николай Святченко рассказал «ПД», что, по наблюдениям специалистов, в Среднеуральском монастыре уже около 10 лет просматривались признаки секты. Община жила изолированно, внутри нее постепенно насаждалась ненависть ко всем «внешним» людям, даже к родственникам.
Сам бывший схиигумен Сергий, добавил Николай Святченко, в последние годы приобретал черты гуру – лидера харизматической секты. Члены общины доверяли ему «как Богу», принимали все слова за абсолютную истину.
«Когда схиигумена стали отлучать от церкви, мы видим, что его риторика стала еще более жесткая, еще более тоталитарная. Бывший схиигумен Сергий стал призывать своих поклонников к серьезным жертвам, даже до смерти», – подчеркнул священник Николай Святченко.
Первое, что поможет избежать попадания в псевдоправославие, отметил иерей Николай, это элементарная религиозная эрудиция, чтобы лжестарец не манипулировал различными цитатами из Священного Писания творений Святых Отцов, в том числе критический подход к психически нездоровым идеям проповедника.
«Когда у нас возникают подобного рода неадекватные старцы, как правило, это очень быстро становится известно. Думаю, потому, что потому что современные виды коммуникации – социальные сети и мессенджеры, делают тот или иной деструктив организации широко известным», – сказал священник Николай Святченко.