Война с мафией в розовых воротничках продолжается
– В чем задача программы «Зона особого внимания»?
– Существует три основных направления мошенничества: финансовое, медицинское и юридическое. В эфире мы не раз говорили про юристов, медиков, кредитных брокеров – все эти ребята работают с единственной целью: бесплатными предложениями и другими ухищрениями заманить жертву, заставить взять кредит или выложить сбережения, посадить на долгосрочные обязательства.
Уже несколько лет наш город переживает шторм, некое цунами различных мошеннических махинаций, от которых страдают люди. Наша задача – помочь конкретному человеку и на примере его истории рассказать остальным, как не попасть в ту или иную неприятную ситуацию и что делать, если это все же случилось.
В течение последних 10-15 лет люди жили в довольно спокойной обстановке и привыкли к тому, что существуют определенная помощь со стороны государства, какие-то преференции для незащищенных слоев населения. Поэтому люди ведутся на уловки новой «розово-воротничковой» преступности.
– С какими ситуациями приходится сталкиваться?
– Способов обмана и отъема денег у населения существует огромное количество. Но некоторые вещи особенно запоминаются.
Была грустная человеческая история. После обращения в медицинский центр у девушки умерла мама. У женщины было воспаление легких, она обратилась в один из медицинских центров, где вместо того, чтобы диагностировать заболевание и приступить к лечению, ей навязали какие-то нелепые процедуры вроде массажа пяток. В результате она скончалась. Несмотря на случившееся, уголовное дело не было возбуждено. Мы вступились за пострадавшую, раскрутили дело, собрали материал, только после этого завели дело, а медцентр закрыли.
Проблема подобных медицинских центров очень обширна. И нередко, сталкиваясь с мошенничествами по этим организациям, правоохранители упирались в прокуратуру, которая ссылалась на гражданско-правовые отношения, и дальше дело не шло. Правоохранителям тоже необходимо нарабатывать базу, им нужен прецедент. Но около года назад и в нашем городе начали проходить обыски в этих ненастоящих медцентрах и стали возбуждать дела. Но не могу сказать, что таких компаний с врачами без дипломов стало намного меньше.
С юридическими мошенниками все еще сложнее. Они прикрыты со всех сторон. Что самое страшное, 90 процентов пострадавших от их рук – это люди очень уважаемого возраста. Пожилые петербуржцы, которые и без этих юристов имеют право на бесплатную юридическую помощь. Достаточно зайти на сайт правительства Санкт-Петербурга и узнать все о полагающихся льготах.
В основном мошенники обманывают доверчивых горожан, предлагая пересчитать пенсию или уменьшить размер платы за ЖКХ. Люди на это идут, потому что привыкли отказывать себе во всем, годами жить на гречке, копить «похоронные». И вот эти деньги, которые они собирали много лет, люди с искренними глазами, одетые в дорогие костюмы, забирают себе, чтобы красиво жить.
Мы стараемся как можно больше и чаще рассказывать петербуржцам о действиях этих бессердечных дельцов, чтобы предостеречь горожан.
Ситуации бывают очень тяжелые. К примеру, одна женщина обратилась к юристам после того, как у нее погибли двое детей в катастрофе. Ей нужно было решить проблемы, связанные с похоронами. Мошенников это не остановило – отобрали деньги. Мы встали на ее защиту.
– Вам приходилось работать под прикрытием, чтобы вывести мошенников на чистую воду?
– Довольно часто. К примеру, относительно недавно мы снимали «святую Серафиму». Эта женщина представлялась целительницей. Она рекламировала свои услуги, обещая излечить коронавирус в любой стадии – мол, боль отведу руками. Сняли квартиру, приходим. На меня накрутили одеял и полотенец, легла в кровать – надо изображать болящую. Приходит Серафима. Дама за 60 лет, в прозрачной кофте. По ходу действия были сомнения в ее вменяемости, впрочем, ровно до момента, пока речь не зашла о деньгах.
По легенде, я работаю кассиром в продуктовом с зарплатой в 22 тысячи и ипотекой. Целительница заявила, что можно вылечиться за 50 тысяч, если сразу нет денег, есть вариант с рассрочкой. Спрашиваю: а почему вы называете себя святой? Она: «Я же вас спасу». Я: «Святые же деньги не берут». В общем, показали, как работает ворожея. Но это скорее был забавный случай, а как правило, все куда сложнее и опаснее.
– Есть еще одно направление, которым занимается ЗОВ, – обман в сфере ЖКХ. Расскажите подробнее, много ли таких мошенничеств.
– Настоящей мафией могут быть управляющие компании (УК), которые, несмотря на все протесты жителей, пользуются дырами в законодательстве и захватывают управление домом. Получив контроль, такие УК ввергают дом в многомиллионные долги.
Например, работали по одной управляющей компании, которая захватывала новые дома, имея миллиардный долг перед «Водоканалом» и ГУП «ТЭК».
В программу поступают десятки жалоб на такие УК, люди недовольны качеством уборки и отсутствием ремонта дома. Жильцы не видят работы УК и не понимают, куда исчезают их деньги. Казалось бы, все просто: не нравится УК – можно сменить ее или создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), но на практике вырваться из цепких рук хитрых дельцов не так просто.
– Вы постоянно сталкиваетесь с тяжелыми эмоциями людей, подвергаетесь риску. Как справляетесь со стрессом?
– Журналистика – не шоу-бизнес. В нашу профессию приходят люди, которые хотят менять этот мир к лучшему. У нас практически на каждой съемке возникают конфликтные ситуации. Злоумышленники ни во что не ставят закон, не понимают, что за препятствование журналистской деятельности предусмотрено уголовное преследование.
По-другому жить нет смысла. Когда тебе звонят и говорят: меня обманули, у меня мама умерла, забрали квартиру, отняли все деньги, нечем кормить троих детей… Как тут хотя бы не попытаться разобраться в этой истории? Единственное, о чем жалеешь, что всем в этом мире помочь нельзя.
А еще важно видеть результат своей работы. Была такая история. Мужчина, отец троих детей, работал охранником. Как-то к нему за помощью обратилась девочка, которая жила в соседней квартире. Она рассказала, что ее преследует педофил. Мужчина взял друзей, они нашли этого извращенца, скрутили и на его же машине доставили в отдел полиции. За это на нашего героя подали в суд, приговор – 6 лет лишения свободы… Мы взялись за это дело и бились за него. В результате он получил 1,5 года условно. Полностью защитить его не получилось, но хоть от тюрьмы спасли. К сожалению, закон не всегда действует во благо, за справедливость надо бороться. Этим и занимаемся.
На правах рекламы. 16+