Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин: «Петербургу снова нужен трамвай. Современный»

По его словам, сегодня городу необходимо 600 новых трамваев
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В 2020 году город купил 142 троллейбуса, в первом квартале 2021-го в Петербург прибудут 13 новых трамваев. Сколько новой техники нужно городу и каким должен быть современный транспорт, рассказал директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

– Совсем недавно на конкурсе студенты петербургских вузов представляли свое видение развитие общественного транспорта. Было много очень смелых идей, в том числе отказ от трамвая. Как вы к ней относитесь? Как вы оцениваете роль трамвая в современном мегаполисе?

–  Эта идея интересна не столько своей сутью, сколько смелостью.

Молодые люди создают проект развития транспортной системы города, выносят его на обсуждение жюри и не боятся предлагать отказ от трамвая.

Я считаю, что разговоры о будущем лучше вести с молодыми, ведь развитие транспортной системы города мы планируем не менее чем на четверть века вперед, столько «живет» каждый трамвай, это период, соизмеримый с научно-технической революцией. У трамвая есть определенное место в транспортной системе.

В тех городах, где есть метро, оно является остовом, а трамвай – на втором месте, он призван соединять конечные станции метро, большие магистральные перегоны. Это самый пассажироемкий и скоростной вид наземного транспорта.

– 2020 год оказался сложным и необычным для всей транспортной отрасли
города. Как его переживает «Горэлектротранс»?

– Мы живем в городе, видевшем времена гораздо более сложные и страшные. Я имею в виду блокаду. Да, с точки зрения организации работы в этом году было очень непривычно.

Резко возросли требования по санитарной обработке, до этого предприятие с этим не сталкивалось. Весной мы мыли составы каждый час, очень много работников были выведены на удаленный режим работы, из-за падения пассажиропотока много техники осталось в простое.

– А как часто сейчас ведется санитарная обработка трамваев и троллейбусов?

– Роспотребнадзор пересмотрел свои требования, сейчас мы обрабатываем составы в парках с использованием дезинфицирующих растворов, эту работу будем усиливать с использованием так называемого сухого тумана с добавлением дезинфекторов. Мы контролируем качество этой уборки и сейчас внедряем автоматизированную систему контроля.

– Как она будет работать?

– К сожалению, всегда присутствует человеческий фактор, в том числе и в служебных обязанностях. Поэтому вместе с разработчиками программного обеспечения мы внедряем контроллеры, где сотрудники, имея задание, на своем мобильном устройстве будут заполнять отчет о его исполнении, делать фотографии своего рабочего места.

Это, к слову, касается не только уборки, но и всех остальных обязанностей. Система будет сама контролировать геолокацию, сверять с отчетами, шансов скрыть недоработки не останется. Думаю, что в первом квартале 2021 года мы ее внедрим.

– Сколько пассажиров предприятие потеряло из-за пандемии?

– Сейчас пассажиропоток сильно колеблется. До катастрофического уровня в 9 процентов от показателей прошлого года мы опускались в апреле. Когда разблокировали льготные проездные билеты, пассажиропоток стал расти, к осени он увеличился до 90 процентов, а из-за «второй волны» он снизился до 64 процентов.

– В этом году предприятие получало новый подвижной состав?

– Обновление парка – это процесс сложный и долгий, то, что мы запланировали в 2020-м, получим примерно через год.

Так что нынешние поставки не имеют никакого отношения к пандемии. В 2020 году мы обновляли троллейбусы, это было связано с планами по переходу на новую модель транспортного обслуживания (ее перенесли на июль 2022 года – ред.) и увеличением нашей работы по документу планирования.

Поэтому были куплены 142 троллейбуса. Это достаточно много, около 20 процентов от общего количества. Кроме того, в этом году «Горэлектротранс» заключил контракт на покупку 13 трамваев, мы их получим в первом квартале 2021 года. Но это примерно 1,5 процента от того, что нам необходимо. Сегодня мы нуждаемся в 600 новых трамваях. Отмечу, что программа обновления подвижного состава уже верстается. В ней основным являются эти 600 трамваев. В зависимости от будущих объемов транспортной работы нам понадобится около 300 новых троллейбусов, они, к слову, устаревают быстрее трамваев.

– Как вы считаете, за какой срок город сможет получить 600 новых трамваев?

– Пока мы планируем обновить парк за пять лет. Все упирается в финансирование, но постараемся сделать это быстро. Необходимость обновления подвижного состава и инфраструктуры ГЭТ, создания максимальных удобств транспорта для пассажиров поддерживает губернатор города Александр Дмитриевич Беглов, так что мы полны оптимизма.

– Несколько лет назад говорили о том, что средний возраст петербургского
трамвая 25 лет. Удалось ли его омолодить?

– Пока, к сожалению, нет. Сейчас у нас в парке более 700 трамваев, из них примерно 100 – современные, произведенные «ПК Транспортные системы», Усть-Катавским заводом, и четыре трамвая торговой марки «ТрамРус». У остальных возраст в среднем 20 лет, есть и 28-летние. Это наше старое наследие.

 Как вы считаете, каким должен быть трамвай в современном городе?

– Пассажиру в первую очередь важно удобство: комфортные кресла, кондиционер летом, печь зимой, отсутствие шума, удобные окна, медиасистемы, чтобы не скучать в дороге. Есть специализированные вещи, связанные с инженерией: мощный двигатель, эффективность тормозов, экономия электричества. Если старый трамвай останавливался за счет тормозных колодок и с точки зрения физики выделял тепло в атмосферу, то сейчас торможение происходит за счет переключения двигателя в режим генератора. Это экономит электроэнергию.

– Сейчас производители заинтересованы в работе с Петербургом?

– Дело в том, что у нас сейчас очень интересный период жизни, после сложных 90-х годов транспортная промышленность восстановилась и сейчас на подъеме. По объему потенциального заказа один Петербург сегодня равен всей стране, у нас самый большой рынок, поэтому все производители очень заинтересованы в сотрудничестве с нами.

– Насколько эффективными показали себя троллейбусы с увеличенным
автономным ходом? Планируется ли покупать такие модели в перспективе?

– Конечно, мы ждем их в ближайшем будущем. В ближайшее время завершится поставка 35 таких машин, половина уже прибыла в Петербург. Как только получим все, в нашем парке будет уже 160 таких троллейбусов. Сейчас они обслуживают девять маршрутов, это самая большая «автономная» сеть в стране.

Троллейбусы с увеличенным автономным ходом могут ехать без контактной сети около 15 километров, они работают в новых районах, где нет контактной сети. Преимущество этих машин в том, что они заряжаются во время движения под проводами, им не нужна зарядка в парке.

– Новые троллейбусы выйдут на новый маршрут?

– Пока мы планируем увеличивать количество машин на уже существующих.
Например, у нас недавно продлен 46 маршрут, который прошёл через новый участок проспекта Ветеранов и ЖК «Солнечный город» к станции Сергиево. За первую неделю после обновления маршрута пассажиропоток там вырос в три раза, поэтому сейчас нужно сократить интервалы в движении, чтобы пассажирам было комфортнее.