Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Олег Смешко: «Мы продолжим готовить специалистов в постковидной реальности»

27 декабря Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) отметит юбилей – 30 лет со дня основания. Ректор университета, доктор экономических наук Олег Смешко рассказал, как центр для повышения квалификации госслужащих за три десятка лет превратился в один из крупнейших негосударственных университетов города, каким будет образование в постковидной реальности и что дает учеба за границей

Концепция тройной спирали

– За эти тридцать лет ваш вуз из образовательного центра для повышения квалификации вырос до одного из крупнейших негосударственных университетов Петербурга. Такая задача стояла изначально?

– У основателя и первого ректора нашего учебного заведения Виктора Андреевича Гневко была задача построить вуз европейского уровня, и эта задача актуальна для нас до сих пор, и мы уже достигли определенных успехов. Каждый год, включая и пандемический 2020-й, количество абитуриентов, желающих к нам поступить, возрастает. 60 процентов студентов – не из Петербурга, а из других регионов России и зарубежья. Мы реализуем две международные программы и не только отправляем наших студентов за границу, но и принимаем иностранцев у себя.

Достичь всего этого нам помогла концепция тройной спирали, которая тоже избрана еще Виктором Андреевичем как стратегическая идея и предполагает тесное взаимодействие вуза с органами государственной власти и местного самоуправления, серьезную научную работу, а также сотрудничество с ведущими организациями реального сектора экономики.

– Часто в России с недоверием относятся к негосударственным учебным заведениям. Расскажите, чем ваш подход к обучению отличается от «государственного»? 

– Скептикам хочется напомнить, что формальные требования в виде лицензии и аккредитации нужны всем вузам, вне зависимости от того, государственные они или нет. Если говорить о построении образовательного процесса, общемировая практика показывает – каждый университет уникален, поэтому мы сравниваем себя с другими частными учебными заведениями или с государственными для изучения передового опыта и внедрения лучших педагогических практик.

Приоритет номер один для нас – качественное образование, по итогам которого выпускники должны становиться не просто обладателями дипломов, а конкурентоспособными на рынке труда специалистами.

У нас сформирована эффективная система непрерывного образования с программами среднего профессионального образования в колледже, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования (речь идет о специальных программах повышения квалификации и переподготовки для бизнеса и государственной и муниципальной службы). При этом мы очень много внимания уделяем практической подготовке обучающихся, для чего сотрудничаем с ведущими организациями и предприятиями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа. Наши студенты проводят практику в органах государственной власти регионального и федерального уровня, например, в Государственной думе России, Законодательных собраниях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, администрациях районов города.

При построении образовательной траектории каждого студента мы используем индивидуальный подход: наша задача –  создать всем обучаемым комфортные условия для самореализации. И мы стараемся всесторонне в том помогать – у нас не только разнообразные учебные программы, но и активная досуговая деятельность: наши студенты имеют возможности попробовать себя и в роли волонтера, и певца, и артиста, и медиаспециалиста, и политика.

Также мы уверены, что сегодня высококвалифицированным специалистам просто необходим международный опыт обучения, поэтому мы сотрудничаем более чем с 80 иностранными вузами Финляндии, Германии, Дании, Франции, Испании и других стран.

Иностранный обмен и сотрудничество с учеными 

– Расскажите о международных программах, которые реализуются в вашем вузе. 

– Во-первых, это программы двойных дипломов, в рамках которых студенты имеют возможность отучиться два семестра третьего курса в одном из наших вузов-партнеров за границей. При удачном прохождении обучения и защите выпускной квалификационной работы выпускник получает диплом не только нашего университета, но и зарубежного.

Во-вторых, у нас есть программы семестровых стажировок, которые позволяют студентам отправиться в иностранный вуз на семестр.

Эти программы дают студентам возможность не просто получить новые знания, но и на себе ощутить, что значит жить и работать в другой стране. Мне кажется это очень актуальным, ведь сегодня у многих есть желание работать за рубежом, однако мало кто четко представляет, какой будет эта новая жизнь. Молодым людям кажется, что в других странах все хорошо, что все тебе будут рады, однако в реальности все немного по-другому.

Менталитет жителей другой страны невозможно понять во время туристической поездки, а вот учеба в вузе – совсем другое дело. 

Хочу отметить, что иностранные граждане также проявляют интерес к нашему университету, поэтому в рамках программ академической мобильности до последнего пандемического года на обучение к нам приезжало примерно такое же количество иностранных студентов, какое мы отправляли на учебу за границу. Это еще раз доказывает, что узнаваемость нашего университета растет не только в России, но и за рубежом.

– Расскажите о сотрудничестве с Российской академией наук и о том, какие преимущества это дает вашим студентам. 

– Мы более 10 лет сотрудничаем с Отделением общественных наук РАН: наши студенты получают возможность слушать лекции ведущих российских ученых. 

Кроме того, у нас совместный научно-образовательный центр с Институтом проблем региональной экономики РАН. Магистры и аспиранты нашего вуза – частые гости института, а некоторые там работают.

О большом научном потенциале вуза и его признании свидетельствует и тот факт, что университет включен в число учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Отделения общественных наук РАН.

Ведущие научные сотрудники институтов РАН проводят лекции, мастер-классы, руководят студентами, слушателями и аспирантами при подготовке выпускных квалификационных, магистерских, кандидатских и докторских работ. Преподаватели университета нередко проходят стажировки в научно-исследовательских лабораториях институтов РАН, принимая участие в научно-исследовательских работах и проектах.

Ежегодно на базе университета проводятся международные и всероссийские научно-практические конференции с изданием тезисов докладов, постоянно проходят научно-практические семинары и мастер-классы, включая и совместные с институтами РАН.

Выпускниками гордимся 

 Эта система наверняка приносит свои плоды. Скажите, вуз отслеживает дальнейшие судьбы выпускников? Кем они становятся, получив диплом?

–  Да, в вузе много лет существует центр трудоустройства и профориентации, в задачи которого входит не только организация разнообразных мероприятий с работодателями, но и сбор сведений о профессиональной карьере выпускников университета. Мы гордимся всеми без исключения: многие работают в бизнесе, организуют свои предприятия, дают людям работу, кто-то идет в органы государственной власти, кто-то занимается политикой, многие же становятся уважаемыми юристами, педагогами, издателями, лингвистами, специалистами по рекламе и PR и так далее. Почти все продолжают тесное сотрудничество с вузом и после выпуска – берут студентов на практику, трудоустраивают их. Среди наших выпускников, например, новый министр образования и науки Мурманской области Ольга Дзюба, закончившая наш филиал в Мурманске, журналист Александра Рытхеу. Многие из выпускников тепло поздравляют вуз с юбилеем: на нашем сайте опубликованы записи видеоприветствий юриста-правозащитника, основателя Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслана Гацалова, депутата МО Измайловское, члена палаты молодых законодателей Совета Федерации Федерального собрания России Дмитрия Бубнова и многих других.

К постковидной жизни готовы 

– В этом году из-за пандемии учебным заведениям пришлось налаживать систему дистанционного обучения. У вас получилось? 

– Мы уже много лет реализуем ряд образовательных программ с применением дистанционных технологий обучения, однако, конечно, не в таких масштабах. Несмотря на то что у нас были хорошие наработки, перевести весь университет на удаленную работу было не так уж легко – не все преподаватели оказались готовы к дистанционной работе, плюс были и отдельные технические моменты. Однако за лето мы отладили все процессы и с 1-го сентября готовы были работать как удаленно, так и в обычном режиме.

Мы намерены и дальше развиваться в этом направлении. Конечно, COVID-19 обязательно будет побежден, но, очевидно, что в допандемическую реальность нам уже не вернуться: люди привыкли работать и учиться удаленно и вряд ли будут готовы полностью отказаться от этих возможностей.

Я уверен, что в постковидные времена гибридный вариант, сочетающий обе формы обучения, будет самым востребованным. И мы обязаны дать студентам возможность учиться так, как им удобно.

Кроме того, мы уже начали реализацию проекта «Цифровой университет», который состоит из двух частей. Первую мы уже выполнили – создали единый портал для взаимодействия сотрудников, преподавателей и учащихся вуза. В рамках второй части будет создан сервис, который облегчит бюрократические процедуры. Например, если студенту необходимо получить справку о том, что он обучается в нашем университете, то он сможет зайти на этот сервис и заказать документ, не переступая порог деканата. Когда справка будет готова, то ему придет уведомление с указанием времени, когда можно будет ее забрать.

– Как планируете отмечать юбилей? 

– Бурно, но в онлайн-режиме, так как эпидемическая обстановка очного общения нам не позволяет. Впрочем, у нас есть такой опыт. В том году мы вынужденно перенесли в онлайн и наш торжественный выпуск в июле 2020 года (а надо сказать, в вузе этот праздник обычно отмечают очень ярко – в прекрасных дворцах Санкт-Петербурга, выпускников поздравляют наши партнеры – представители власти, бизнеса, политики, ученые, музыканты, спортсмены). Но нам удалось провести этот праздник в сети Интернет и не потерять его торжественности. В Сети же мы отметили и День знаний: подарили первокурсникам фильм – знакомство с вузом и городом. Он собрал тысячи просмотров за несколько дней. Соответственно, на следующей неделе мы планируем дать в эфир университетского сайта фильм-поздравление студентам и сотрудникам вуза, для которого были сняты более 50 интервью, на сайт уже вышла праздничная газета-онлайн, готовится к печати фотоальбом университета, некоторые снимки из которого можно будет увидеть в газете «Петербургский дневник». В Сети состоялись студенческие конкурсы, флешмобы, акции с хештэгом #СПбУТУиЭ30лет. В следующем году мы подготовим большой фильм о нашем вузе, проведем серию научных и учебных мероприятий. Как говорится сейчас: следите за нашим сайтом.