В Политехе представили первый российский электромобиль «КАМА-1»
Ангар Научно-исследовательского корпуса «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета. Из-под белого шелкового покрывала появляется красный сверкающий автомобиль. Он с нуля разработан инженерным спецназом петербургского Политеха. Название «КАМА-1» получила в честь одного из притоков Волги – реки Камы. Это продолжение отечественной традиции: советские автомобили массовых серий «Волга», «Ока» тоже были названы в честь рек. Название выбрал промышленный партнер Политеха – ПАО «КаМАЗ».
«Мы будем развивать семейство электромобилей – будет и седан, и внедорожник. И для одной из новых разработок подберем название в честь реки Ленинградской области», – сообщил «Петербургскому дневнику» руководитель проекта, проректор вуза по перспективным проектам Алексей Боровков.
По его словам, цвет для автомобиля помогла определить его супруга Лариса.
«Красный – лучший цвет для первого образца», – говорит Алексей Боровков, отмечая, что по этому признаку автомобиль можно условно считать «девочкой», младшей сестренкой президентского автомобиля Aurus, для которого в Политехе был спроектирован корпус, однако в его очертаниях «достаточно и брутальных черт», а в дальнейшем, конечно, будут использованы и другие цвета кузова.
Разработка шла два года, с конца 2018 года. Финансовый вклад Министерства высшего образования и науки составил 150 млн рублей, промышленного партнера – ПАО «КаМАЗ» – 67 миллионов рублей.
Взорвали рынок
По словам Алексея Боровкова, в декабрьские дни, начиная с 10-11 декабря 2020 года, когда автомобиль был впервые показан в Москве в рамках открытия VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020, и до петербургской премьеры автомобиля, которая проходит 17 и 18 декабря, «удалось взорвать рынок». Предложения о финансировании массового производства «КАМЫ» поступают чуть ли не ежечасно от банков, миллиардеров, стран – от Китая до Латинской Америки, регионов России – Москвы, Московской области, Петербурга, Ленинградской области. В течение декабря-января все эти предложения разработчики соберут и обдумают. Затем будет выбрана или создана площадка для массового производства. Оно, по предварительным планам, будет составлять около 20 тысяч автомобилей в год.
Стоимость автомобиля будет приближена к 1 миллиону, примерно 1,1-1,2 млн рублей при различном наборе опций. С учетом 25-процентной скидки при приобретении электромобилей российского производства, объявленной правительством РФ в этом году, из этой цены можно будет вычесть четверть.
В ближайшее время первый демонстрационный образец автомобиля дополнят еще двумя, предназначенными для испытаний его компонентов и систем. Краш-тест проведет промышленный партнер – «КаМАЗ».
По оценке Алексея Боровкова, окно возможностей для того, чтобы занять достойный сегмент рынка электромобилей, составляет 3-5 лет, начиная с сегодняшнего дня.
Для Петербурга и петербуржцев
Автомобиль прост в управлении, синхронизируется со смартфоном, оснащен системой помощи водителю третьего уровня (автопилот – это пятый уровень, но он не разрешен для применения на российских дорогах отечественным законодательством – «ПД»). Целевой аудиторией «КаМЫ» является молодежь. Также он, по мнению разработчиков, благодаря простоте в управлении, отлично подойдет для каршеринга.
Алексей Боровков отметил, что запросу петербуржцев, страдающих от ржавения кузовов автомобилей, особенно в зимнее время, отвечает обвес из композитных материалов, не подверженных коррозии. «Жесткие несущие рамы – внутри», – уточнил он.
Заместитель руководителя Центра компьютерного Инжинирингового центра CompMechLab СПбПУ, главный конструктор проекта Олег Клявин заметил, что «Петербург – центр международного туризма, лицо России», и использование здесь электромобиля «КАМА» благоприятно скажется на имидже страны. Количество электрозаправок, по его мнению, растет, и уже сейчас сам Клявин на своем электромобиле не встречает сложностей с тем, чтобы своевременно заряжать авто, совершая поездки по Петербургу.
По словам Алексея Боровкова, «КАМА» сделана на 100 процентов по «зеленым технологиям». В основе проектирования лежит технология цифровых двойников, что, по словам Клявина, ускорило создание автомобиля вдвое, благодаря возможности проводить множество испытаний виртуально. Технология, как уточнил Алексей Боровков, позволяет сбалансировать большое число противоречащих друг другу целевых ограничителей, что ни один человек сделать не в состоянии, а при использовании технологии цифровых двойников, в этом разработчикам помогают интеллектуальные помощники.
Шахматка показов
Каждый час двух премьерных дней 17 и 18 декабря расписан. «Организованы сеансы, как в кинотеатре, каждый смог выбрать время, но мы начали заполнять «шахматку» с губернаторов, почетных граждан Санкт-Петербурга, Героев России, академиков, ректоров и школьников выпуска Политеха», – сообщил Алексей Боровков.