Петербургские специалисты могут заняться реставрацией памятников разрушенной сирийской Пальмиры
В Государственном Эрмитаже продолжают работу три выставки: «Две Пальмиры. Архитектура», «Две Пальмиры: реальная и виртуальная» и «Две Пальмиры. Археология». Причем первые две экспозиции расположены в Главном штабе музея, а вот поближе ознакомиться с археологией одного из городов поздней античности Сирии можно в основном здании Эрмитажа.
Зафиксировать историю
Но прежде чем затронуть сами экспозиции, стоит вспомнить, как сегодня связаны Петербург и Пальмира. Как известно, с середины мая 2015 года Пальмира находилась под контролем террористов. Боевики взорвали Триумфальную арку, святилища храмов Бэла и Баалшамина, колонну Зенобии.
Территорию Пальмиры освободили в 2016 году. Тогда же сотрудники Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обратились к министру обороны России Сергею Шойгу. Ученые попросили пустить их на территорию Пальмиры, чтобы провести исследования и съемку для фиксации современного состояния памятника. Позже собранный материал лег в основу 3D-модели сирийской Пальмиры.
«Когда возник вопрос: «Зачем это нужно?», мы объяснили, что необходимо задокументировать вид, в котором сегодня находится памятник, то есть с одной стороны, материал стал бы свидетельством всех разрушений, сделанных руками боевиков. С другой стороны, 3D-модель, которую мы тогда только планировали сделать, стала бы инструментом для археологов, историков, профильных органов, ЮНЕСКО, а также властей и ученых Сирии по изучению и дальнейшему ее восстановлению», – рассказывает заместитель директора по организационным вопросам, заведующая отделом охранной археологии ИИМК РАН Наталья Соловьева.
Для создания модели организовали две экспедиции: в 2016 году в первой экспедиции, помимо археологов, принимали участие военные, сотрудники Государственного Эрмитажа, а в 2019 году – специалисты архитектурной мастерской Максима Атаянца, которые сделали фотосьемку для построения модели храма Бэла.
Однако ученые посчитали, что только 3D- модели недостаточно. Нужна база данных, в которой можно собрать всю информацию о Пальмире. Тогда ученые приступили к разработке геоинформационной системы ГИС «Пальмира во времени и пространстве». Туда уже вошли и 3D-модель, и история памятников на протяжении 300 лет и все-все их чертежи и описания. Сейчас работа над системой продолжается.
Прогуляться по Пальмире
Собственно, экспозиция «Две пальмиры: реальная и виртуальная» как раз посвящена проектам цифровой реконструкции, а также фиксации памятников Пальмиры.
«От рук террористов сильнее всего пострадал храм Бэла. Самый крупный и самый важный среди археологических памятников. Тогда я принял решение заняться цифровой реконструкцией храма, чтобы хоть как-то отреагировать делом на злодейское уничтожение памятников. По итогу мы показали храм таким, каким он был, как только его построили, а также в том виде, в котором он находился до взрыва. Это очень важно для сбора материала, по которому потом специалисты смогут приступить к реконструкции храма. После я обратился к Михаилу Пиотровскому, он одобрил проделанную нами работу и свел нас с учеными ИИМК РАН, после чего мы уже работали совместно», – рассказывает архитектор Максим Атаянц.
На выставке можно посмотреть результаты работы архитекторов: большой макет храма Бэла, сделанный в разрезе, чтобы гости выставки могли увидеть и его интерьеры. Он сделан не только с помощью 3D-принтеров, но и руками специалистов архитектурной мастерской Максима Атаянца, которые раскрашивали модель, наносили сусальное золото на поверхности, которые были позолочены у настоящего храма.
Кроме того, на этой выставке с помощью нескольких экранов можно посмотреть реконструкцию храма, то есть как памятник буквально «собирается» после разрушения, состояние памятников Пальмиры, начиная с 1750 года и по настоящее время, кроме того, у гостей есть возможность виртуально «прогуляться» по Пальмире.
Два города – одна архитектура
Отметим, что Петербург связывает с Пальмирой не только работа ученых нашего города над сохранением памятников Ближнего Востока. Как известно, Петербург часто называют Северной Пальмирой. По словам Максима Атаянца, сравнение двух городов началось с личности Екатерины I и II с царицей Зенобией.
«Постепенно ассоциации перешли от человека к городу. Потому что так же, как и Пальмира, Петербург в течение буквально 100 лет превратился в город с колоннадами, дворцами, храмами. Как только такие ассоциации появились, они не могли не затронуть город. Напрямую это коснулось Дворцовой площади, а именно здания Главного штаба», – рассказывает Максим Атаянц.
На выставке «Две Пальмиры: Архитектура» представлены рисунки того, как выглядела Дворцовая площадь до строительства Главного штаба, с небольшими домами со стороны набережной реки Мойки. Члены Градостроительного совета того времени поручили закончить формирование облика площади. Этим вопросом занимался архитектор Карл Росси.
«Восточное и западное крыло Главного штаба на тот момент нужно было каким-то образом соединить, образовав вход на площадь. На выставке представлены оригиналы чертежей, которые показывают несколько ранних вариантов о том, как лучше соединить эти два крыла: до арки пусть и не сразу, но дошли. И здесь как раз пригодился опыт сирийской Пальмиры, а точнее образ Триумфальной арки Пальмиры. Она создана в такой же градостроительной ситуации: главная улица Пальмиры, как Невский проспект, образовывала излом. У нас таким «изломом» служит Большая Морская улица, как раз при повороте в сторону Эрмитажа», – рассказывает архитектор.
Руками петербургских специалистов
По словам Натальи Соловьевой, петербургские ученые, реставраторы, археологи с удовольствием приняли бы участие в восстановлении и реставрации памятников сирийской Пальмиры.
«Второго декабря мы провели День Пальмиры, на котором проходило закрытое совещание экспертов, где мы и обсуждали возможность и методы реставрации памятников Пальмиры. На нем говорили о том, что начинать нужно с восстановления Национального музея Пальмиры, потому что как только восстановят инфраструктуру города, в музей с удовольствием поедут туристы. В город вернутся беженцы – его жители, которые по понятным причинам его покинули. А они, в свою очередь, вернувшись, получат рабочие места в том же музее, гостиницах. Жизнь вернется», –поясняет Наталья Соловьева.