Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Режиссер картины «Алиса. Волнение» рассказал, как попал на крестины внука Фрейндлих

Денис Клеблеев – о том, как снимался документальный фильм о народной артистке СССР

8 декабря одна из самых известных советских киноактрис, первая леди театра и символ Петербурга Алиса Фрейндлих отпраздновала 86-летие. Настоящим подарком в честь дня рождения любимой артистки для ее поклонников стал документальный фильм «Алиса. Волнение», ведь актриса, по сути, впервые «впустила камеру» в личную жизнь.

Денис Клеблеев, который выступил и режиссером, и сценаристом, и оператором фильма, рассказал, как снимал крестины правнука актрисы, как Алиса Бруновна играет в преферанс, а также как она общается с «простыми смертными».

– Как вы попали в этот проект?

– Меня пригласил внук Алисы Бруновны продюсер Никита Владимиров. У него была идея снять фильм о том, как его бабушка работает над спектаклем «Алиса. Волнение». Это история об известной американской писательнице польского происхождения Ульи Рихте, которая не любит давать интервью, однако все же решает поговорить с журналистом Кшиштофом Зелинским. Драматург и режиссер Иван Вырыпаев изначально писал пьесу под Алису Бруновну, которая также не любит общаться с журналистами на личные темы.

Обычно я снимаю кино по собственному замыслу. «Алиса. Волнение» – первый опыт, когда идея фильма изначально не моя. Тем не менее, мы с Никитой прекрасно понимали друг друга и уже в процессе съемок решили расширить границы и показать Алису Бруновну и вне театра. В результате зрители смогут увидеть на экране и самого Никиту, его жену и маму Варвару Владимирову, любимого кота Максима и подруг Алисы Бруновны.

– Какой факт или сцена из жизни актрисы поразили вас больше всего?

– Многое, она удивительная и совсем не меняется ни в позе, ни в выражении лица, когда видит камеру. По крайней мере, мою. Я снимал, как она что-то покупает в ларьке, как обсуждает ремонт с соседом по даче, как успокаивает своего кота во время поездки в машине. В процессе съемок я узнал, что у нее есть еженедельный ритуал – играть в преферанс с подругами.

Но самыми трогательными стали сцены с правнуком Алисы Бруновны. В фильме запечатлен момент, когда она видит его впервые. Причем она могла познакомиться с малышом до съемок, но мы с Никитой решили, что будет интересно снять первую искреннюю реакцию. Также в сцене крещения ребенка Алиса Бруновна была в каком-то особенно трепетном и светлом состоянии.

– Как складывались ваши отношения с Алисой Бруновной во время работы над фильмом?

– Мы познакомились прошлой зимой в Москве, когда она приезжала с гастролями и снималась в программе «Вечерний Ургант». Конечно, я очень волновался. Во-первых, знакомство режиссера-документалиста с главным героем фильма – это, в принципе, очень трепетный момент, от которого во многом зависит результат всей работы. Во-вторых, я никогда раньше не снимал настолько известных людей. Но я действовал, как обычно, то есть старался продемонстрировать свой искренний интерес и вовлеченность в работу. Помогло и то, что инициатором съемок был ее внук, Никита стал моим проводником в эту семью.

Алиса Бруновна прекрасно шла на контакт. Сначала мы договорились только о съёмках в стенах театра, вне БДТ я снимать её не мог, так как начиналась работа над спектаклем «Алиса. Волнение», и она с коллегами и режиссером тщательно «искала» свою героиню. Пока мы снимали репетиции, она, вероятно, поняла, что у меня нет задачи задать каверзный вопрос или вытащить на свет какие-то семейные тайны. Все, что я хотел – лишь аккуратно зафиксировать некоторые подробности ее жизни.

Мой фильм отличается от типичных документальных лент, построенных на разговорах с героями. Я, наоборот, старался как можно меньше вмешиваться в происходящее. Заснять то, как Алиса Бруновна красиво курит, для меня было важнее, чем разговорить ее.

– Вы видели с первого до последнего дня, как создавался спектакль?

– Да, но я не присутствовал на всех репетициях – их было слишком много. Просто если снимать постоянно, то глаз замыливается, а для документалиста очень важна «острота» зрения.

С первого дня я понял, что Алиса Бруновна въедливая, ей важен результат, поэтому она очень кропотливо «искала» свою героиню. Они с режиссером и другими актерами обсуждали не только реплики и сцены, но и внешний вид Ульи Рихте, ее аксессуары и одежду. Процесс этот был небыстрый. Даже выбор очков занял немало времени, ведь надо было найти такие, которые бы показывали, что героиня Алисы Бруновны экстравагантна, но не безвкусна.

– В вашем фильме показано, как во время репетиций Алисе Бруновне включают рэп Тупака Шакура, и она сначала вслушивается, а потом начинает даже пританцовывать. Для зрителя это выглядит очень неожиданно.

– Все ее коллеги знают, как и я теперь, что в вопросах творчества она открыта всему новому. Она слышала эту музыку впервые, и вряд ли она ей очень близка, однако Алиса Бруновна сразу включилась, начала предлагать варианты решения этой сцены. Мне это очень понравилось.

– В фильме во время разговора с внуком Алиса Бруновна вспоминает, как после войны с подругами делилась едой с пленными немцами, причем уточняет, что прекрасно знала, кого кормит. Эпизод получился очень сильным. Это спланированный разговор?

– Нет, она сама внезапно стала рассказывать о своей жизни в Ленинграде на дне рождения Никиты. Там был очень длинный разговор, в фильм вошли лишь самые интересные фрагменты, в том числе и этот.

– Алиса Бруновна уже видела ваш фильм?

– Да, мы смотрели его вместе у нее дома. Конечно, очень волнительно смотреть свой фильм в компании главного героя, да еще и когда это великая актриса. Я не помню точно, что она мне сказала, но реакция была положительная.

Кстати, финальное название, под которым фильм вышел в прокат, предложила именно Алиса Бруновна. Сначала мы хотели назвать фильм просто «Алиса», но в БДТ уже шел спектакль Андрея Могучего с таким названием, и нам не хотелось лишних аллюзий и повторов. 

– Почему вы решили работать над фильмом один, взяв на себя роль и режиссера, и оператора?

– Я давно занимаюсь документальной фотографией, поэтому люблю самостоятельно выстраивать кадр. Мне легче сделать это самому, чем объяснить оператору, какой должна быть картинка. Да и уровень развития цифровой техники сегодня такой, что для съемок полноценного фильма хватает небольшой камеры и микрофона. Далеко не всегда нужен, например, дополнительный свет. Смонтировать все можно практически на любом компьютере.

Кроме того, когда ты один, у тебя есть возможность снять более интимные моменты. Во время работы я стараюсь, чтобы герои фильма меня практически не замечали. Я не представляю, как незаметно провести за кулисы БДТ целую съемочную группу, которая не помешала бы репетициям.

СПРАВКА

Денис Клеблеев  – режиссер документального кино, оператор, фотограф. 

Родился в 1981 году.

В 2012-м закончил мастерскую документального кино Марины Разбежкиной. Его дипломный фильм «31-й рейс» получил приз за лучший полный метр на фестивале «Артдокфест» и был представлен на престижных международных фестивалях. Премьера второго фильма «Странные частицы» состоялась в Париже на фестивале Cinema Du Reel, где фильм был награжден двумя призами. В 2015 году стал членом жюри на кинофестивале в Локарно. Международная премьера третьего фильма «Король Лир» прошла в Торонто на фестивале HotDocs. С 2015 года преподает в Московской школе кино и в мастерской Марины Разбежкиной.

Закрыть