Яндекс.Метрика
  • Анна Мироненко

«Петербургский дневник» теперь распространяется и в трамваях

В качестве пилотного был выбран маршрут №100. Это стало хорошим поводом вспомнить, как в Петербурге появился электрический транспорт и почему наш город считается его родиной
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В 2020 году электрический трамвай отмечает 140-летие с момента изобретения. Сегодня демократичным и доступным городским трамваем никого не удивить, но в XIX веке он стал настоящей сенсацией. 3 сентября 1880 года петербургский инженер Федор Пироцкий, как писали тогда газеты, смог сдвинуть вагон электрической силою и тем самым опередил время на несколько десятилетий. Хотя трамвай был изобретен в Петербурге, регулярное движение в нашем городе открылось лишь десятилетия спустя – в 1907 году. 

НА ЛЬДУ НЕВЫ 

Вошедший в историю городского транспорта эксперимент инженер провел на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, где «г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Этот опыт оказался успешным. Трамвай двигался со скоростью 36 километров в час, и это несмотря на большую нагрузку в 40 пассажиров. 

ПРОТИВ МОНОПОЛИСТОВ 

Благодаря этому изобретению Петербург считается родиной трамвая, однако в свой первый рейс трамвай вышел в другом городе Российской империи – Киеве, где городской рельеф осложнял применение гужевого транспорта. А в имперской столице внедрение нового вида транспорта шло вразрез с интересами владельцев конно-железных дорог. Они монополизировали перевозки и всеми возможными способами мешали появлению перспективного конкурента. 

После долгих судебных тяжб город выкупил права у владельцев конно-железных дорог, что позволило 29 сентября 1907 года открыть в Петербурге трамвайное движение по улицам. До этого дня трамвай можно было увидеть только зимой и на льду Невы – ведь запрет на эксплуатацию другого вида транспорта, помимо конки, касался только городских улиц и не распространялся на реки и каналы. 

ГОРОД ПОМНИТ 

Федор Пироцкий не дожил до радостного дня запуска трамвая в столице. Более того, оскорбленный отношением к его изобретению и не имевший сил бороться с монополистами, он прекратил работу. Инженер скончался в 1898 году, но память о нем жива. 

В 2019 году имя изобретателя первого в Российской империи электрического трамвая увековечили в названии сквера напротив «Невской ратуши». Теперь сквер, расположенный на пересечении Кирочной, Новгородской улиц и Дегтярного переулка, носит имя Федора Пироцкого. 

Любопытно, что это произошло по инициативе петербуржца Константина Хрщоновича, принявшего участие в проекте «Твой бюджет». Он собрал десятки архивных документов и публикаций об уникальном запуске первого электрического трамвая. О легендарном эксперименте, кстати, напоминает экспонат Музея городского электрического транспорта – реплика вагона конки под номером 114. Именно такой номер был у конки, 140 лет назад задействованной в опыте. 

СЕРИЯ ОПЫТОВ 

История, которая предшествовала изобретению трамвая, не менее интересна, чем его внедрение. Несмотря на то что электрический трамвай стал сенсацией, сведений о его создателе сохранилось не так много. 

Федор Пироцкий учился в Михайловском артиллерийском училище, а после кратковременной службы в полевых частях окончил Артиллерийскую академию. В августе 1871 года в чине штабс-капитана он пришел на службу в Главное артиллерийское управление. 

По долгу службы инженер знакомился с работами по применению электричества в военном деле. В свободное от работы время Федор Пироцкий ставил на полигоне серию опытов, в ходе которых удалось передать энергию двигателю, расположенному сначала в 32 метрах от генератора, потом в 50, а затем и в 215 метрах. Летом 1876 года на заброшенной ветке железной дороги, ведущей от Сестрорецка к пристани, Пироцкий заставил работать двигатель, находящийся в километре от источника питания. Так изобретатель пришел к выводу, что электроэнергия, передаваемая на расстояние, может заставить вращаться колеса экипажа, движущегося по рельсам. 

Через четыре года опыты передачи электроэнергии по системе Федора Пироцкого были продемонстрированы на первой электротехнической выставке в Соляном городке (в районе нынешней улицы Пестеля). Их по достоинству оценили братья Сименс. Через год владельцы фирмы, сегодня известной на весь мир, применили изобретение русского инженера на небольшой линии, связавшей Берлин с его пригородом Лихтерфельдом. 

В том же 1880 году Федор Пироцкий испытал свое детище в небольшом переулке в центре Петербурга. 

ПОМЕШАЛА ВОЙНА 

Планировалось запустить трамвай в Петербурге в четыре этапа (очереди). 

Первую очередь реализовали полностью к 1907 году: появились Василеостровский, Московский, Петербургский трамвайные парки. С учетом планировки города остановились на диаметрально-кольцевой системе. 

Предполагалось, что 24 трамвайных маршрута свяжут между собой все районы города. По проекту 1903 года нужно было проложить дополнительно 208 километров рельсовых путей, построить центральную электростанцию, девять электрических подстанций, реконструировать шесть коночных парков и построить два новых трампарка. 

Общая стоимость проекта оценивалась в 52 миллиона рублей, а завершить все работы предполагалось к 1925 году. Но с началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети замедлилось из-за повышения цен на топливо и нехватки ремонтного персонала. 

В результате выпуск трамваев на линии сократился, а проезд подорожал. На начало 1917 года в Петрограде работало 29 трамвайных и девять коночных маршрутов.