Яндекс.Метрика
  • Вера Сафронова

Юрий Зинчук: «Весь мир на примере нашего великого города»

В этом году телеканалу «Санкт-Петербург» исполнилось десять лет. Из них восемь выходит «Пульс города», который стал одной из самых популярных программ. О работе над этой передачей «ПД» рассказал ее ведущий, заместитель директора телеканала Юрий Зинчук

– Вы согласны с тем, что «Пульс города» – главная аналитическая телепрограмма Петербурга? 

– Вряд ли я соглашусь с таким определением – «главная аналитическая телепрограмма Петербурга». И не наше это дело – определять, кто главный, а кто второстепенный. 

Наша главная цель – это наш зритель. Его Величество зритель, ради которого и во имя которого мы и работаем. 

Слоган программы: «Это ваше право знать и видеть, чем живет Великий город, наш долг – дать вам его». Вот мы и занимаемся этим. Мы выполняем наш долг перед зрителем. Показываем, что это такое – Россия, XXI век, Санкт-Петербург сегодня. Хроника каждой недели день за днем. Какие события и люди изменили нашу жизнь сегодня. А какие предопределили то, что будет с нами завтра. 

«Пульс» не занимается сухим информированием. Мы увлечены повествованием или, точнее, исследованием. Мы, как летописцы, выбираем из океана новостей только то, что изменяет поток времени. А значит, и меняет город. Главный наш принцип – показать, что было, чтобы дать возможность увидеть – а что будет! И этот принцип сравнительного анализа – ключевой в нашей работе. 

Мы, скорее, даже не телевидением занимаемся, а медиа-антропологией. То есть исследуем этот феномен под названием Санкт-Петербург с разных сторон. 

Условно говоря, давайте такой образ придумаем. Мы видим, что упало дерево где‑то в городе. Упало дерево – это новость. Потом – бац! – упало рядом второе дерево. И это уже тема для спецрепортажа. А если там же падает третье дерево или даже четвертое – вот это уже тема для «Пульса». Тема для нашего исследования. Это уже наше поле битвы. И мы начинаем искать ответы на вопросы. А почему здесь падают деревья. А какие это деревья? А когда и кто их сажал? 

Мы в полушутку называем этот принцип принципом «молекулярной журналистики». Это когда событие мы разбираем до мельчайших «молекул» – фактов и данных. 

– Как давно родилась идея, концепция программы? 

– В 2012 году вышел первый выпуск «Пульса». Мы как‑то подсчитали, и выяснилось, что за все время существования программы мы сделали почти 400 ее выпусков. А если учесть, что день эфира – это день, когда вся команда «Пульса» вычеркивает из жизни все, что не связано с эфиром, то можно сказать, что год жизни мы посвятили только «Пульсу». То есть «Пульс» стал частью жизни каждого из нашей дружной команды. 

– Как вы делаете эту программу? Кто в конечном итоге решает, какой сюжет туда попадет, а какой – нет? 

– Определяем темы не мы. Формально – мы. Но фактически – не мы. А наши зрители. Мы в плане выбора тем используем очень прос­той принцип. Мы говорим: давайте перенесем себя по ту сторону экрана, где наши зрители. Вылезем из ящика и наших телевизионных чуланов. И взглянем на выпуск «Пульса» глазами зрителя. Вот нам самим это было бы интересно? Или нет? И все. Как только отвечаешь на эти вопросы, все встает на свои места. Надо эту тему брать или искать другую. 

Наши эфиры должны вызывать, как сейчас модно говорить, эмпатию у наших зрителей. И вообще, для нас эмоциональная составляющая – одна из важнейших в выборе темы и в плане формы. То есть между эмоцией и информацией мы всегда выбираем эмоцию. Это важнее для нас, чем информация. 

И если водитель, нарушая все правила ПДД, на своей машине убивает мать троих детей, которая шла по пешеходному переходу, то эта трагедия для нас важнее, чем все остальные темы! Метры, кубомет­ры, километры, даты и факты… 

Мы должны разобрать причины этой трагедии. Почему так произошло? Какое наказание последует для виновного? Как помочь оставшимся в живых детям? И что нужно сделать, чтобы как можно реже повторялись такие трагедии? И если после нашего репортажа хоть один водитель лишний раз подумает: «А может, не надо так гнать?» – тогда мы и будем считать, что наш журналистский хлеб мы едим не зря! 

И вот так из одной истории на дороге мы делаем наше исследование и наблюдение за жизнью города. Цель этого исследования – показать: мы такие. Это – мы. И давайте сделаем что‑то, чтобы наш город стал хоть чуть‑чуть, но более добрым, ярким, комфортным и безопасным. 

– На ваш взгляд, сегодня журналист имеет право учить человека, что ему делать со своей жизнью? 

– Журналист не должен ничего советовать. Вот я – журналист. Кто я такой, чтобы советовать что‑то и кому‑то. Нет. Но наш профессиональный долг – показать факты, явления так, чтобы зритель после просмотра программы чуть более точно смог ответить для себя на один из волнующих его вопросов: а в каком мире я живу? Какой он? И почему он такой? 

И мы, показывая наши истории, никого ни в чем не убеждаем, мы свидетельствуем: смотри, наш зритель, мир – он вот такой. Он и добрый, он и жестокий. Он иногда несправедливый. А иногда, наоборот, в высшей степени гуманный и честный. Он – разный. И наш долг – показать этот мир. На примере жизни одного Великого города, на пульсе которого мы и держим нашу руку.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ 

Закрыть