Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Возродить Павловский музыкальный вокзал: в Политехе прошел онлайн-концерт короля вальса

Великие произведения Иоганна Штрауса сыграл государственный симфонический оркестр «Классика»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Немногие знают, что вокзал в Павловске стал первым концертным учреждением Российской империи. Изначально первая железная дорога страны большой популярностью у подданных не пользовалась. Изящное решение предложила сама царская семья. Дирижёром Павловского музыкального вокзала на целых десять сезонов стал Иоганн Штраус – венский король вальсов. 9 декабря Государственный Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика» в Белом зале Политехнического университета сыграл самые знаменитые произведения автора. Послушать концерт смогли все желающие – трансляция велась полностью онлайн. 

СУДЬБА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОКЗАЛА 

Штраус отыграл в Павловске десять сезонов подряд, начиная с 1856 года. Особенно тепло публика принимала Меланхолический, или Павловский вальс Михаила Глинки. Нам он знаком как Вальс-фантазия. 

«Вальс-фантазия – один из уникальных символов России, – отметил глава общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Я стопроцентно могу сказать, что это произведение родилось там, в Павловске». 

По его словам, вплоть до начала Великой Отечественной войны новую музыку можно было услышать именно на Павловском вокзале. 

«Вокзал был первоначально известен именно как увеселительное место. Таким его задумал создатель первой в России Царскосельской железной дороги Ф. А. фон Герстнер, который стремился благодаря устройству различного рода развлечений на вокзале привлечь посетителей к новому виду транспорта – железной дороге. Но благодаря Штраусу вокзал стал превращаться в полноценный концертный зал: он сказал, что ресторан и концертный зал вместе находиться не должны», – заметил Алексей Вульфов. 

Российская империя полюбила Штрауса, и это было взаимно: венский композитор часто играл произведения русских музыкантов. 

«И он не мог не полюбить Россию: здесь он получал от 20 до 27 тысяч рублей в год – баснословные по тем временам деньги! При этом Штраус имел феноменальный успех у женщин, поскольку был прекрасен собой. У него была любовь с юной петербургской аристократкой, которая чуть не закончилась свадьбой...» – добавил эксперт. 

В память о богатом музыкальном наследии Алексей Вульфов предлагает возродить Павловский вокзал.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

МУЗЫКА ВО СНЕ 

Художественный руководитель оркестра и его главный дирижер Александр Канторов всегда удивлялся тому, что музыку Иоганн Штраус придумывал во сне. 

«У него была специальная нотная бумага, ночью он просыпался и записывал музыку, которую увидел во сне. Но однажды он забыл положить рядом листы и ему пришлось записывать ноты прямо на наволочке. Женщин своей музыкой он доводил до экстаза, иногда с концерта в Павловске толпа несла его домой буквально на руках», – рассказал Канторов. 

До того, как музыка Штрауса не заполнила залы Павловского вокзала, отечественная железная дорога, по словам дирижёра, не пользовалась большой популярностью. 

«И тогда появилась идея пригласить в Павловск великого короля вальсов. И поезда, которые совсем недавно ходили полупустыми, стали ломиться от количества пассажиров. На одном из концертов, на котором я рассказал о Штраусе, присутствовал Владимир Путин. И он потом несколько раз приводил в пример бизнесменам это решение царской семьи пригласить Штрауса в Россию». 

В особой любви к музыке австрийца признался и ведущий вечера Андрей Ургант. Он отметил, что мир помнит сразу двух композиторов по фамилии Штраус – отца и сына. И пошутил, что в отличие от Штрауса-старшего младший не побоялся приехать в Россию. 

«А ещё они постоянно соперничали друг с другом, чтобы выступать на разных балах. Прямо как я с Ваней», – добавил Андрей Ургант.

Закрыть