Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Храмы лавры должны вернуть православным

Несколько объектов на территории Александро-Невской лавры должны передать Русской православной церкви. Об этом заявил президент страны Владимир Путин. «ПД» собрал мнения экспертов на эту тему
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Вопрос о передаче объектов Александро-Невской лавры в безвозмездное пользование Русской православной церкви обсуждается в Петербурге более семи лет.

Три плюс один

Традиционно раз в год или два СМИ так или иначе возвращаются к этой теме. В нынешнем году отправной точкой послужил протокол совещания, которое прошло еще в конце сентября в Москве. Встреча была приурочена к подготовке празднования 800‑летия со дня рождения Александра Невского в 2021 году.

Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко порекомендовал губернатору Петербурга Александру Беглову рассмотреть возможность передачи Русской православной церкви (РПЦ) Благовещенской и Лазаревской церквей, а также церкви Тихвинской иконы Божией Матери, которые расположены на территории Александро-Нев­ской лавры. Сегодня они находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры.

Причем властям города, согласно протоколу, решить придется судьбу не только музейного имущества, но и земельного участка у Митрополичьего сада по набережной реки Монастырки, 5. Это участок площадью 2,9 гектара, который сегодня принадлежит компании, сдающей в аренду недвижимость.

Церковь или музей

Имущественный вопрос, конечно, далеко не единственный. Так, в общественных кругах много споров: Александро-Невская лавра – это музей или прежде всего духовный центр Петербурга?

Руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов считает, что называть территорию музеем – неправильно.

«Например, усыпальница, где похоронен полководец Александр Суворов, вряд ли может быть частью музея. Потому что усыпальница и музей – это разные вещи. Александро-Невская лавра – это центр духовной культуры, где бывает огромное количество верующих людей. Там похоронены деятели церкви, а это важно, к этому нужно относиться с уважением», – поделился мнением Рафаэль Даянов.

Представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Филипп Грибанов видит во всем происходящем с передачей храмов церкви восстановление исторической справедливости.

«Ведь они возводились в составе единого архитектурного ансамбля и задумывались как единое целое. Мы принимали участие в восстановлении собора Святой Живоначальной Троицы на территории киновии Александро-Невской лавры. Когда работы начинались, здание храма, многие годы церкви не принадлежавшее, было практически разрушено. Под угрозой обрушения была сама постройка, не говоря уж о полной утрате внутреннего убранства», – поделился Филипп Грибанов.

Важно понимать, что передать храмы церкви – не значит потерять их как музейные пространства.

«Яркий пример – Казанский собор, где захоронен Михаил Кутузов. Собор открыт для всех желающих. Мне кажется, что возможно совместить церковные службы с музейной деятельностью. Я хорошо знаю, как работает Спасо-Преображенский собор на одноименной площади. Туда водят экскурсии, никто не жалуется», – отметил ранее в разговоре с корреспондентом «ПД» архитектор Михаил Мамошин.

Помещения взамен

Как и в 2013 году, у идеи есть сторонники и противники. К слову, тогда речь в первую очередь шла о передаче Благовещенской церкви, против выступили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также вице-губернатор города в 2003‑2011 годах Людмила Косткина. Последняя и сегодня придерживается мнения, что вопрос нужно прорабатывать детально, а в идеале – разработать концепцию.

«Нужно понимать, кто будет отвечать за помещения музея, переданные церкви, что там будет происходить, как все будет функционировать, что будет с надгробиями церквей, будут ли помещения доступны жителям города», – говорила ранее в интервью «ПД» Людмила Косткина.

Она отметила, что семь лет назад выступала против передачи в том числе из‑за отсутствия дополнительных помещений для музея – взамен тех, которые планировала забрать РПЦ.

В этом вопросе с ней солидарен директор Государственного мемориального музея А. В. Суворова Владимир Гронский.

«Компенсировать утраты музею нужно. Но и этот вопрос нельзя решить за два-три дня. Он требует длительного и серьезного изучения», – полагает он.

Решение будет

В Государственном музее городской скульптуры долгое время эту историю не комментировали.

«В церквях находятся предметы, которые входят в Музейный фонд России, которые не подлежат отчуждению. Есть люди, несущие за них ответственность. В случае передачи зданий в пользование Русской православной церкви одни будут пользоваться помещениями и предметами, а другие, в лице сотрудников музея, должны будут за них отвечать, в том числе материально», – сказал директор музея Владимир Тимофеев.

Он подчеркивает, что с удовольствием бы куда‑нибудь переехал, но «не может вывезти в другой район надгробные памятники».

Однако в ближайшее время всем заинтересованным сторонам нужно будет понять, как осуществить задуманное и прийти к какому‑то компромиссу. Тем более что об этом говорит президент.

Закрыть