Дима Зицер: «Дистанционка испортила существующую модель образования»
Доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO Дима Зицер рассказал «Петербургскому дневнику», как дистанционная форма обучения изменила существующую модель образования в нашей стране.
«То, что сейчас у детей и родителей есть выбор – заниматься им дистанционно, очно или вовсе перейти на семейное образование, – это очень положительная тенденция. Наличие вариантов всегда лучше, чем их отсутствие. Сам факт того, что на законодательном уровне в сфере образования есть какие-то подвижки, мне кажется, это очень здорово», – отметил Зицер.
Однако, по его словам, дистанционное обучение – это прямое отражение того, что происходит в принципе в нашей системе образования.
«Если учитель относится к своему делу творчески, то при любом формате он сохранит этот подход. Улучшить качество дистанционного обучения можно именно таким образом: создать условия, предпосылки, чтобы учителя начинали понимать, что педагог – это творческая профессия. Можно ли помочь этому на каком-то массовом уровне? Можно, но это довольно трудно», – отметил педагог.
По его же словам, система образования столкнулась с очень серьезными трудностями, но возникли они не сейчас, а уже давно. В качестве примера Зицер привел нерадивого учителя, который позволял себе приходить в класс, повышать голос на учеников и быть просто говорящей головой.
«Понятно, что подобные методы обучения неосуществимы в рамках дистанционного формата. И в этом смысле – да, дистанционка испортила существующую модель образования, но сама модель была совсем никудышная. Поэтому я считаю, что необходимы системные изменения. Все должно меняться на уровне системы образования в целом. Очевидно, что уровень знаний с таким качеством дистанционного формата не повышается, мягко говоря. Но он и не изменится, если ничего не предпринимать», – сказал Зицер.
Он также отметил, что пока в нашей стране нет исследований уровня знаний детей на дистанционке и не на дистанционке.
«Если мы представляем себе обычный урок, когда учитель зашел в класс, дети встали, сели, закрыли рты, учитель начал говорить. В современной системе координат, на мой взгляд, это уже не урок. И с этой точки зрения, с приходом дистанционного формата стало хуже. Но, с другой стороны, может в этом и есть то новое и прекрасное, может, это тот случай, когда эта модель должна рухнуть, чтобы появилась другая», – рассказал специалист.