• Иван Понфилёнок

Ученые из Петербурга нашли на берегах Мертвого моря вещества, из которых могла возникнуть жизнь на Земле

Циклофосфаты могли образоваться при массивной метеоритной бомбардировке планеты миллиарды лет назад

Природные циклофосфаты, которые предположительно являются предшественниками фосфорсодержащих молекул, обнаружили исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) при поддержке Российского научного фонда. Согласно одной из точек зрения, они могли образоваться в очагах геотермальной активности, а также во время метеоритных бомбардировок Земли еще несколько миллиардов лет назад.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Geology.

Зарождение первичной жизни на нашей планете во многом обязано фосфору, который является одним из важнейших химических элементов, входящих в состав РНК, ДНК и клеточных мембран. Исследователи всего мира давно бьются над вопросом о том, какие его соединения способствовали появлению строительных блоков таких молекул.

И вот ученые из СПбГУ, исследуя породы бассейна Мертвого моря, очевидно, стали на шаг ближе к разгадке. Они обнаружили довольно активные фосфорсодержащие соединения, которые часто распространены в промышленности, однако никогда ранее в природе замечены не были. При разрушении химической целостности циклофосфатов происходит выброс энергии, способной спровоцировать синтез фосфорорганических соединений. Поэтому-то они, как полагают ученые, и являются причиной появления первичной жизни на нашей планете, выступая в качестве фосфорсодержащего агента, необходимого для образования молекул. Принципиальная важность открытия в том, что оно в состоянии приблизить час, когда ученые раскроют одну из главных тайн планеты и смогут ответить на вопрос, как зародилась жизнь на Земле.

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой циклофосфаты могли образоваться в результате высокотемпературного окисления фосфидов – соединений фосфора, не содержащих кислород. На нашей планете их можно обнаружить в очагах геотермальной активности, где происходили высокотемпературные геологические процессы. Одним из таких очагов и являются окрестности Мертвое море. По их мнению, циклофосфаты могли образоваться при массивной метеоритной бомбардировке Земли миллиарды лет назад. Не секрет, что любое космическое тело, попадая в земную атмосферу, подвергается высокотемпературному испарению и окислению вещества или, как говорят специалисты, интенсивной абляции. На основании этого ученые считают, что фосфиды древних метеоритов окислились и сделали возможным их образование.

«Редкость фосфидов в современной литосфере не означает, что они не были распространены на Земле ранее, так как геохимическая среда миллиарды лет назад значительно отличалась от сегодняшней. Со временем атмосфера Земли все больше насыщалась кислородом, и окисление в новой среде могло привести к образованию циклофосфатов», – объясняет руководитель проекта по гранту РНФ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Бритвин.

Это позволяет рассматривать породы бассейна Мертвого моря в качестве возможного источника появления фосфорсодержащих веществ, необходимых для зарождения первичной жизни.