Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Чемодан инструментов – и на самолет»: как врач из Петербурга спас ребенка в Грозном

Детский хирург операционного отделения Перинатального центра Педиатрического университета Роман Ти спас жизнь малышу из Грозного. Часть внутренних органов ребенка развивалась вне, а не внутри тела ребенка
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Отдельной специальности «хирургия новорожденных» не существует, но таких, как Роман Ти – хирургов, специализирующихся именно на сложнейших операциях только что родившимся, не более десяти человек на весь Петербург.

Будет расти, как все

Роману Ти всего 36 лет, детская хирургия – семейная династия. Его папа Андриян Ти – тоже детский хирург, спасает жизни малышам в Филатовской больнице Петербурга, замглавврача этого стационара по хирургии.

Роман шел в Педиатрический совершенно сознательно – заканчивал школу в Петербурге в специальных медицинских классах, документы подавал только в Педиатрический. В 2007 году закончил один из лучших медицинских вузов страны, работал детским хирургом экстренного приема в Детской городской больнице им. Филатова, в Перинатальном центре НМИЦ им. В. А. Алмазова. В 2013 году, как только открылся Перинатальный центр в альма матер, пришел сюда.

Сейчас он – один из ведущих детских хирургов, специализирующихся именно на новорожденных. Ежедневные сложнейшие операции не только в нашем городе, но и почти еженедельные командировки во все регионы России. К сожалению, у малышей часто бывают ситуации, когда транспортировка невозможна, поэтому врачи сами летят к ним.

В столице Чечни 27 ноября родился мальчик с редкой патологией – гастрошизисом. Это когда по до сих пор не совсем понятным науке причинам желудочно-кишечная система ребенка начинается развиваться не внутри брюшной полости, а через отверстие выходит наружу и практически всю беременность растет в околоплодных водах. На здоровье беременной это не отражается, а вот для ребенка грозит гибелью, если он не будет прооперирован в первые же сутки после рождения.
«Гастрошизис случается 1 на 10-15 тысяч новорожденных. Случай спорадический, ни с генетикой, ни со здоровьем женщины никак не связан, может появиться у абсолютно здоровой женщины. То есть фактически это дырка в животе, через которую органы брюшной полости (кишечник, желудок) развиваются наружу, причем не в самой хорошей среде, есть элементы перитонита, поэтому операция требуется в первые же сутки», – рассказывает Роман.

Этот порок врачи видят уже на первом-втором скрининге беременной, предупреждают маму и готовятся к операции. Чеченские врачи тоже наблюдали беременную, решено было, что родоразрешение произойдет на 37-й неделе – оптимальном сроке при такой патологии, чтобы и ребенок успел достаточно развиться, и при этом минимизировать пребывание в агрессивной среде – амниотической жидкости.

Наблюдались мама с малышом в одном из лучших роддомов Грозного – фактически Перинатальном центре. Но решили не рисковать и пригласили специалистов из Петербурга.

«Мы собрали чемодан специальных хирургических инструментов – у нас все должно быть рассчитано именно на хирургию новорожденных – и в самолет. Маме было сделано кесарево сечение, затем обследовали ребеночка и передали нам. Мы успешно прооперировали бригадой из трех человек, – рассказывает Роман. – Сейчас он по-прежнему в реанимации, но с ним все хорошо, весит 2500 граммов. Как правило, такие операции обходятся абсолютно без последствий, он будет вести совершенно обычную нормальную жизнь, даже диету соблюдать не требуется».

У Романа это не первая подобная операция, дальнейших вмешательств, скорее всего, этому ребенку не потребуется. Но бывает, когда за один раз поместить всю сложнейшую систему желудочно-кишечного тракта «обратно» не получается – тогда хирурги прибегают к сложным методам как бы «доращивания» органов в специальном мешке, постепенно заправляя его в брюшную полость по мере роста тканей.

Как назвали малыша, уже известно, но Роман просит пока об этом не писать – вдруг родственники не хотят обнародовать эту информацию. Хотя, улыбается доктор, его и его коллег благодарили человек 20 родственников мамы.
«Мне даже как-то неудобно было», – стесняется Роман Ти.

Помочь больным и коллегам

Детские хирурги Педиатрического университета совершают подобные поездки едва ли не по всей России. Дело не в том, что врачи в регионах плохо обучены, просто, как говорит Роман Ти, это вопрос целесообразности: чтобы делать что-то очень хорошо, надо иметь большой опыт. А такой опыт есть пока не у всех. У наших докторов он есть.

«Много детей рождается с пороками развития мочевыделительной системы, бывают очень сложные операции диафрагмальных грыж. Мы обследуем, собираем консилиумы, решаем, когда и где будет оперирован. Если у нас, то впоследствии ребеночек остается под нашим присмотром, у нас хорошая преемственность. Разработаны и хорошие варианты взаимодействия с коллегами из регионов. Например, Алексей Подкаменев, главный детский хирург России, либо я, если нет возможности прооперировать местным врачам, – вылетаем туда, где просят помочь. Вылетаем прямо с инструментами, Минздрав оформляет командировки. Часто лучше нам вылететь, чем транспортировать ребенка сюда».

Детские врачи не скрывают, что проблем у малышей довольно много, и отделение патологии новорожденных в Перинатальном центре никогда не пустует.
«Стратегия страны в расширении и строительстве Перинатальных центров правильная. Чтобы делать хорошо, надо много этим заниматься», – говорит доктор Ти.

Петербургские врачи занимаются этим много. Вылеты, подобные командировке в Грозный – практически каждую неделю.

Закрыть