Яндекс.Метрика
  • Светлана Зимова

Как создают доступную среду для незрячих в Петербурге и других странах

На этой неделе, 3 декабря, был отмечен Международный день инвалидов. «ПД» выяснил, как работает доступная среда для людей с нарушениями зрения в Петербурге и за рубежом

По данным Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в городе проживает 8 550 инвалидов с нарушениями зрения (по состоянию на 1 октября 2020 года). Заместитель руководителя Общественной инспекции инвалидов МРОО «АВИП» Павел Запорожец и специалист по комплексной реабилитации Городского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Нина Кулакова рассказали о процессе создания доступной среды для незрячих и слабовидящих в Петербурге. 

Петербург 

В нашем городе делается многое для создания доступной среды: все чаще появляются звуковые и говорящие светофоры, тактильная плитка, тактильные мнемосхемы (планы помещений или территорий, выполненные в рельефной графике и подписанные по системе Брайля). Также людям с нарушениями зрения помогают шутц-линии (тактильные полоски) в метро. До их появления незрячие не могли самостоятельно передвигаться на станциях открытого типа. Кроме того, социальные объекты постепенно оснащаются кнопками вызова сопровождения. 

Но тем не менее существуют проблемы доступности среды для незрячих и слабовидящих. Например, не всегда понятно расположение тактильных мнемосхем. 

«Если незрячий заходит в какое-то учреждение или помещение, он не будет искать мнемосхему. Конечно, сопровождающий может показать, где она находится. Но если есть сопровождающий, то для чего нужна мнемосхема?» – задается вопросом Павел Запорожец. 

Если в метро есть тактильные плитки, шутц-линии, то с наземным транспортом сложнее. Люди с нарушениями зрения рассказывают о том, что не могут узнать номер транспорта. По мнению Нины Кулаковой, один из способов решения этой проблемы – создание системы микрофонов над дверьми наземного транспорта. Когда приезжает автобус или троллейбус, специальное устройство озвучивает номер маршрута и направление движения. 

В метро, аэропорту, на вокзале появились службы сопровождения, но их зона ответственности – «от дверей до дверей». 

«Например, если незрячий приехал в аэропорт и хочет вызвать службу сопровождения, то ему сначала нужно найти здание аэропорта, а в нем – кнопку вызова. Потому что служба сопровождения работает только от кнопки вызова», – рассказывает Нина Кулакова. 

Также идет борьба с рекламными щитами и дорожными знаками, которые стоят посередине тротуара. Они являются барьерами для людей с нарушениями зрения. Из-за них незрячие и слабовидящие могут получить травму. Решить эту проблему можно, если сделать единый стандарт для дорожных знаков, рекламных щитов и столбов, считают эксперты. 

«Прорыв мы совершим тогда, когда появятся технические средства, которые в режиме онлайн будут определять обстановку вокруг незрячего человека и информировать его с помощью звуковых и голосовых сообщений», – резюмирует Павел Запорожец. 

В Международный день инвалидов «ПД» задался вопросом: а как живут незрячие в других странах? 

Германия, Испания, Южная Корея 

Как рассказал незрячий путешественник, петербургский программист Максим Спиридонов, в Европе тоже сделано многое для людей с нарушениями зрения. Например, часто встречается тактильная плитка, установлены говорящие, звуковые светофоры, а также светофоры для людей с одновременными нарушениями зрения и слуха. У таких светофоров есть специальная панель, на которую человек кладет руку и чувствует вибрацию. Это значит, что дорогу можно переходить. 

При этом существуют и проблемы доступности среды. Например, в Барселоне установлено много звуковых светофоров, но незрячим туристам это недоступно. Дело в том, что светофоры включаются только с пульта, а он выдается в обществе слепых. 

Поскольку в Европе развито велосипедное движение, на тротуарах стоят парковочные столбики. Они являются барьерами для незрячих. 

«Если говорить о доступности музеев, то везде по-разному. Где-то много адаптивных экскурсий для людей с ограниченными возможностями, но мало 3D-моделей, и приходится опираться на слова. В других местах, наоборот, много моделей, но нет человека, который может грамотно их описать. Одним словом, нет баланса», – делится мнением Максим Спиридонов. 

В то же время в Европе другое отношение общества к незрячим и слабовидящим. 

«Для них человек с нарушениями зрения – это в первую очередь личность. Никто не спешит броситься ему на помощь. У них сложилось мнение, что при необходимости незрячий сам обратится за помощью. Вообще в Европе люди трепетно относятся к личному пространству друг друга. Им удается соблюдать золотую середину – у них нет безразличия, но и нет гиперопеки», – объясняет Максим Спиридонов. 

Что касается трудоустройства за рубежом, незрячие в основном работают массажистами. Любопытный факт: в Южной Корее массажистом не может быть никто, кроме человека с нарушениями зрения (таков закон!). А в Испании незрячие торгуют лотерейными билетами в киосках. Во многих крупных компаниях, например, Google, Microsoft, Apple есть отделы, где работают люди с ограниченными возможностями. 

Финляндия 

О доступной среде для незрячих и слабовидящих в Финляндии рассказала местная жительница Анжелика Валле. Ее муж – слабовидящий. И она знает, как живут люди с нарушениями зрения. 

По ее словам, в Финляндии распространены звуковые светофоры, во многих местах сделана тактильная плитка. 

«Здесь незрячие живут полноценной жизнью. Я часто вижу их на улице, в кафе, музеях. Они не ущемлены в передвижении. В основном незрячие ездят на такси с сопровождающими. У них есть специальная карта с лимитом поездок, и по ней можно вызвать такси, которое закреплено за конкретным человеком с нарушениями зрения. Но это только для тотально незрячих, у слабовидящих нет таких льгот», – рассказывает Анжелика Валле. 

Также для незрячих часто проводят экскурсии. Заказывают автобус с удобным и просторным входом, поскольку многие заходят в транспорт с собаками-поводырями. 

Люди с нарушениями зрения посещают адаптированные выставки с 3D-моделями, театры, кинотеатры. В театрах и кинотеатрах выдают наушники и рассказывают, что происходит на сцене или на экране. 

В Финляндии есть общество слепых, в котором ведут занятия по компьютерной грамотности, пространственному ориентированию, учат готовить. 

На заметку 

По данным Смольного, сегодня на берегах Невы проживают 570 тысяч взрослых и детей с особенностями здоровья. Им ежедневно помогают 18 комплексных центров социального обслуживания населения и 17 центров социальной реабилитации, где используются современные методики и технологии лечения, обучения и адаптации. 

В Петербурге программа «Доступная среда» существует с 2011 года и продлена до 2025 года.

Закрыть