Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

На территории бывшей усадьбы писателя графа Алексея Толстого «Пустынька» в Тосненском районе появилась туристическая тропа

В Левобережной пещере Саблинского памятника природы предлагают отыскать исчезнувшую усадьбу графа. Для этого предстоит преодолеть заслон из летучих мышей и погрузиться в таинственные подземные лабиринты
Фото: Андрей Сергеев/ «Петербургский дневник»

Вместе с председателем правления ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия» Валентиной Орловой идем мимо фигур динозавров и подписанных редких растений по направлению к комплексу пещер.

«От настоящей усадьбы графа остались только пруды и деревья, но Алексея Константиновича окружали те же летучие мыши, реликтовые орхидеи и пещеры, которые сегодня мы охраняем. Гостям мы рассказываем о калейдоскопе этих явлений и объектов», – говорит она.

Орлова говорит, что пандемия серьезно подкосила поток туристов: обычно за год ее посещали около 10 тысяч человек, сейчас в разы меньше. В то же время выросло количество индивидуальных туристов. В настоящее время из них формируются небольшие группы до десяти человек.

В общей сложности памятник природы насчитывает 14 пещер. Все они разного размера и находятся в различном состоянии сохранности. Так, Левобережная пещера имеет самую большую протяженность подземных лабиринтов – 5,5 километра. Она самая красивая и наиболее подготовлена для посещения. Одной из самых популярных ее частей является большой штрек, где в свое время курсировали вагонетки с добываемым в пещерах песком, его еще называют «местный Бродвей».

«Подготовленный маршрут – туристическая тропа, квест в поисках исчезнувшей усадьбы Толстого. Поэтому новая экспозиция – это таинственное, мистическое отражение усадьбы, о существовании которой напоминает лишь одна чудом сохранившаяся в архивах фотография», – продолжает Орлова. Главный дом усадьбы сгорел еще до революции, хозяйственные постройки уничтожены во время Великой Отечественной войны.

К нам присоединяется Николай Натальин – кандидат геолого-минералогических наук, ведущий специалист по научно-методической работе общественной организации. Он обратил внимание, что пещеры, которые сегодня могут увидеть туристы, – это бесценный научный и культурный объект: «Студенты крупнейших вузов и различные исследователи регулярно приезжают сюда и на практике изучают свой предмет. С геологической точки зрения, мы живем на закрытой территории, обнажения горных пород практически нет. А в этих пещерах совершенно обратная ситуация и огромный материал для изучения. Возраст этих горных отложений – от 530 миллионов лет до 460 миллионов. Эти отложения также содержат окаменелости в виде различных типов животных».

Фото: Андрей Сергеев/ «Петербургский дневник»

НАЧАЛО ПУТИ

По узкой каменистой лесенке спускаемся по крутому холму. Экскурсовод Саблинского памятника природы Петр Никитин внезапно останавливается.За его спиной разверзается темный зев, который подозрительно напоминает подземелья Мории из саги Толкина «Властелин Колец».

Останавливаемся у входа и привыкаем к полумраку. В пещере есть несколько тусклых фонарей, которые скорее служат ориентирами, чем дают реальное освещение.

«В Саблино, как и везде в Ленинградской области, пещеры – это старинные шахты. Конкретно в этой шахте добывали материалы для производства стекла», – говорит гид.

Хоть пещера и подготовлена для посещения туристами, уходить в боковые ответвления не стоит: лабиринт обширен, и кто знает, что скрывает темнота. Кроме того, в пещере живут несколько популяций летучих мышей и другой живности, которую нельзя беспокоить.

Внезапно Никитин резко разворачивается и что-то выискивает на стене. «А вот и мышь! Она сейчас в анабиозе. Я специально свечу на нее тусклым фонариком. Если летучую мышку потревожить, она проснется и быстрее израсходует жировой запас, это угрожает ей смертью – может не хватить энергии до более теплого времени года», – говорит проводник.

Постепенно глаза привыкают к царящей полутьме, тут-то и видишь легендарных «вампиров» и родственников героев новостей про китайский Ухань. То тут, то там на стенах пещеры висят вполне милые и совсем маленькие шерстяные комочки, большинство из которых завернулись в собственные крылья, перевернулись вверх тормашками и мирно дремлют до поры до времени… Впрочем, от стен все равно хочется держаться подальше – вдруг облокотишься и потревожишь сон маленького Дракулы. Тут в темноте не угадаешь.

Фото: Андрей Сергеев/ «Петербургский дневник»

МЕСТНЫЙ БРОДВЕЙ

После небольшого марша по туннелям оказываемся в довольно высоком длинном проходе, посреди которого течет небольшой ручей. Это и есть местный Бродвей. Впереди – ярко освещенный участок и маленькая стеклянная дверца. За ней скрывается новая экспозиция «Подземное отражение усадьбы».

Именно во времена существования усадьбы «Пустынька» здесь интенсивно разрабатывалось саблинское месторождение стекольных песков. Не случайно поэтому и изображения на несколько зеркал нанесены пескоструйным способом. Усадьбу постигла участь большинства дворянских гнезд Санкт-Петербургской губернии. Сгорел усадебный дом, но живет дух насмешливого Козьмы Пруткова, одним из авторов которого был Алексей Толстой. Усадьба воссоздана в виде ее подземного отражения в одной из подземных полостей. Граф был мистиком, в имении часто устраивались спиритические сеансы, была комната с привидениями. Отражаясь в зеркалах, можно ощутить себя причастными к усадебной жизни XIX века.

В зале играет легкая музыка, зачитываются письма Толстого и отрывки его произведений. А зеркала, в которые погружаются гости подземелья, помогают перенестись в давно забытую эпоху.

«Этот проект интересен тем, что отражает историю существовавшей неподалеку усадьбы «Пустынька», тут показана ее история и красота нашего края. Кроме того, гости пещер получают незабываемые впечатления помимо научной и исторической информации», – говорит начальник отдела развития приоритетных направлений в сфере туризма Ленобласти Екатерина Бочарова.

Фото: Андрей Сергеев/ «Петербургский дневник»

НЕ МЕСТО ДЛЯ КУПАНИЯ

Пробираясь дальше по подземным лабиринтам, оказываемся у неглубокого озера.

«Раньше вода тут стояла от пола до потолка. Эта часть пещеры была затоплена полностью. Если обратите внимание, на потолке еще можно найти следы от воды. С той стороны – основная часть пещеры, там около 4 километров штолен и другие озера, – говорит Никитин, снова возглавивший наш поход. – Мы с Юрием – единственные, кто там бывает, и то раз в год, когда проводим подсчет популяции летучих мышей».

Свод поддерживают несколько каменных столбов, чуть далее их заменяют металлические стержни и бетонные стенки, которые обеспечивают устойчивость этого участка.

«Вода холодная, не рекомендую. Даже слегка промочив тут ноги, лучше поскорее выйти на поверхность, хотя среди спелеологов есть смельчаки, которые в таких озерах купаются, но удовольствие на любителя», – подчеркивает экскурсовод.

БЕЛЫЙ СПЕЛЕОЛОГ

Бесконечно петляя по пути к центру Земли, выходим к скромной могильной насыпи с крестом. Это старая традиция спелеологов. Зачастую на подобных насыпях лежит журнал, который заполняют проходящие мимо. В данном случае журнала нет, это скорее символичное напоминание о покорителях подземного царства. Левобережная безопасна для посещений, чего нельзя сказать о многих «диких» пещерах.

«Это могила Белого спелеолога. Это сказочный персонаж, проводник, который, по легендам, приходит к людям в виде неяркого сияния. Он выводит на поверхность живых и погибших людей. Когда человек с ним сталкивается, он находится в пограничном состоянии. Пока не выйдет на белый свет, путник не узнает, жив он или Белый спелеолог сопровождает его в последний путь», – рассказывает легенду Никитин.

Как правило, на таких подземных захоронениях принято оставлять то, что дает тепло или свет. Это могут быть спички, свечи или алкоголь.

Наш строй безмолвно сопровождает спелеолог старой школы Юрий, который иногда прикасается к стенам пещеры, то ли вспоминая что-то, то ли вспоминая прошедшие годы в подземельях. Попутно он следит, чтобы никто не пропустил правильный поворот.

Иногда в стенах можно заметить небольшие окаменелости животных, возраст которых исчисляется миллионами лет.

Фото: Андрей Сергеев/»Петербургский дневник»

РИСУНКИ И КИНО

Петербургские спелеологи изучали множество пещер, в том числе Шульган-Таш, пещеру Капова (находится на территории Республики Башкортостан) – это своеобразная граница распространения кроманьонцев. Специалисты из Северной столицы описывали сделанные в тех местах находки, в том числе рисунки древних людей. Некоторые из них перенесены на стены Левобережной в образовательных целях. В основном это изображения лошадей и верблюдов. Есть не очень понятные изображения, предположительно музыкальных инструментов, но тут мнения расходятся.

«А вот тут – корзина для сена», – вступает Юрий.

Кроме того, в пещерах есть множество потаенных знаков, оставленных спелеологами, которые можно заметить только тогда, когда на них обращают внимание специалисты.

К слову, в Левобережной нередко снимают различные фильмы про шахтеров или подземные приключения.

А еще в 2005 году в День Святого Николая Чудотворца в Левобережной пещере была освящена часовня Николая Чудотворца – покровителя странствующих. Часовня служит увековечению памяти погибших путешественников – географов, геологов, полярников, спелеологов, альпинистов, отдавших свои жизни во имя служения Родине. Любопытно, что свод зала, где расположена часовня, напоминает купол, а на поверхности, ровно над оконечностью «купола», расположен поклонный крест.

Все это лишь малая часть чудес подземного памятника природы «Саблинский». Чем больше времени проводишь под толщей земли, тем глубже растворяешься в атмосфере спокойствия и умиротворения, мистической тайны времени нашей планеты.