Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«И будет всем нам счастье»: как уличным музыкантам в Петербурге место искали

В ЗакСе обсудили музыку на улицах, которую не все хотят слышать

Первое заседание комитета по законодательству ЗакСа Петербурга в пятницу, 27 ноября, посвященное легализации уличных музыкантов, закончилось на минорной ноте. 

«Работа будет сложнее, нежели которую проводили по авторских барам. Там тоже было множество разных позиций, но не было такого многообразия мнений», – по итогам двухчасовой дискуссии констатировал председатель комитета по законодательству ЗакСа Денис Четырбок. 

Корреспондент «ПД» сквозь разноголосицу, звучавшую на заседании, рассмотрел контуры будущего уличной музыки в Петербурге. 

Мешают культуре 

Законопроект о легальных площадках для уличных музыкантов городской парламент обсуждать начал еще до пандемии, а в первом чтении принял в сентябре. Согласно тексту инициативы, в Петербурге появятся места, где можно будет петь и играть безнаказанно, но не громче 60 децибел. В базовом варианте площадки размещаются у учреждений культуры. Ко второму чтению Комитет по культуре не против географических поправок. 

«География должна быть расширена от культурных учреждений на весь город», – считает первый заместитель председателя Комитета по культуре Борис Пиотровский. 

Не очень рады нынешнему соседству с нелегальными уличными музыкантами сейчас в Санкт-Петербургском театре Комедии имени Н. П. Акимова, который находится на Невском проспекте, 56. В зале все слышно. 

«Несмотря на то, что у нас театр комедии, есть сцены, где слеза подступает к зрителям, и в этот момент играет музыка», – объяснил директор театра Алексей Фрадин. 

Договориться по-хорошему пытались, полицию вызывали, но отклика не нашли. 

«На все просьбы нас отправляют в понятное путешествие», – развел руками Фрадин. 

Радиус тишины 

На громкую музыку с улицы в полицию с июня по сентябрь жаловались 803 раза. Самые шумные – Невский проспект, Садовая, набережная канала Грибоедова, Дворцовая площадь, сообщила замначальника правового управления ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Мария Шкермонтова. Ее коллега, заместитель начальника управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти петербургского главка Дмитрий Седов заметил, что 80 процентов всех обращений приходится на Центральный район. 

«Остальные 20 процентов, не в обиду для Васильевского острова, – это прилегающие к станциям метрополитена улицы, большим объектам торговли и культуры», – озвучил статистику он. 

16 июля петербурженка Мария Ланская насчитала на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова, интересы жителей домов которых она представляет, 13 выступивших за день коллективов. Закончили играть последние из них в 22.00, когда вызвали полицию. В будущий закон Ланская предложила вписать норму об удалении музыкантов на 30 метров от жилых домов. С ней согласилась и жительница улицы Рубинштейна Светлана Петрова. 

«Запрет играть в радиусе 30 метров от жилых домов. Запрет усилительной аппаратуры в центре. И будет всем нам счастье», – заключила она. 

«И негде будет играть», – заметил следом Четырбок. 

Инструментальный подход 

Радиус в 30 метров отказался считать панацеей от шума музыкант Билли Новик. Объяснил, что контрабас только разгоняется на таком расстоянии. 

«30 метров – это совсем ни о чем», – оценил он. 

Решать проблему с чрезмерной громкостью он предложил инструментальным подходом – запретить ударные. 

«Барабаны – это самый громкий звук, – объяснил он. – Труба, электрогитара, если нет барабанов, не будут играть громко». 

Уличный музыкант Константин Колмаков, играющий на Дворцовой, с Билли Новиком согласился: без ударных не будет смысла ставить аппаратуру повышенной мощности для всего остального.

Еще один уличный музыкант Александр Коротков не против запрета на бензиновые генераторы, брезентовые палатки, а еще на продажу сопутствующих товаров: дисков, фенечек и перьев. 

«Таких музыкантов в простонародье называют перуанцы. Их погнали из Москвы, и они все приехали в Петербург. 20 коллективов из них напротив Комитета по культуре играют», – рассказал он. 

Музыкантов он предлагает при выдаче разрешений на игру в городе разделить по трем категориям: сольные либо дуэт без звукоусилителей, они же с одной колонкой, и профессиональные группы, которые на улицу приносят технику из клубов. 

«Дядю Мишу я бы в Красную книгу занес и не трогал совсем», – предложил вписать исключение в закон Коротков. 

Дядю Мишу на заседание звали. Но он не смог прийти, сослался на здоровье. 

Опера под окнами 

Ограничений по репертуару для будущих легальных площадок в базовом варианте законопроекта не было. Добавить их для выступлений в туристических местах «с обязательным прослушиванием на качество исполнительских навыков, творческую выразительность исполнения экспертной комиссией» не против был «Российский творческий союз работников культуры». Настаивал на фильтре актер, композитор и музыкант Михаил Поляков. 

«Мне режет слух фальшь, один и тот же репертуар и качество исполнения, – сообщил он собравшимся. – Это надоедает так же, как люди, которые чай на Невском проспекте предлагают». 

В будущем актер, композитор и музыкант предложил создать орган, который состоял бы из «коллегии людей, которые имеют вкус, регалии и звания». И еще одна инициатива от него – «обязательные концерты классической музыки» на улице. 

«Это все влюбит жителей города и туристов снова в Петербург. Он зазвучит так, как должен звучать», – уверен он. 

«Если под вашими окнами будет с утра до вечера играть Венская опера, на третий день вы точно взвоете. Качество второстепенно», – не согласилась с ним жительница Ланская. 

Репертуар и цензуру депутаты пообещали не вводить. Вторую встречу рабочей группы намерены посвятить разработке магистральных направлений, по которым будут легализовывать уличных музыкантов. Базово ограничивать их наметили по громкости и географии выступлений. 

Сейчас за несогласованное выступление на улице музыкантам грозит штраф за незаконное занятие земельного участка. За согласованием в сентябре в Комитет по культуре, по нынешнему регламенту, обратились всего 34 музыканта.

Закрыть