Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Фабио Мастранджело: «Лучший подарок для меня – окончание пандемии»

Художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» сегодня отмечает 55-летний юбилей. Чем запомнились прошедшие годы? Как самого русского итальянца воспринимают за рубежом? И сколько дирижерских палочек он сломал за свою жизнь, маэстро рассказал в интервью «ПД»
Фабио Мастранджело: «Лучший подарок для меня — окончание пандемии» Фото: «Петербургский дневник»

– Фабио, вы часто говорите «У нас в России». А многие до сих пор удивляются: наши музыканты едут за опытом в Италию, а вы выбрали Россию. Почему?

– Я здесь уже больше 20 лет. И объяснить все могу только с эмоциональной точки зрения: это любовь с первого взгляда. Еще когда я в 1999 году впервые приехал в Петербург, то понял, это именно тот город, где мне хотелось бы жить. И через полтора года это желание, которое началось как мечта, стало реальностью. И я ни разу не пожалел, что так случилось.

– Даже когда выступали за рубежом? Не было ли ощущения, что из-за российского паспорта вас встречают не так радушно, как воспринимали бы гражданина Италии?

– Я, как и другие наши артисты, выступающие за рубежом, представляю Россию. И мне очень приятно играть такую роль, я горжусь тем, что могу это делать. И знаете, что интересно? Если в России мне чаще всего приходится дирижировать оперой, то за границей – русской музыкой. Так что там меня воспринимают как русского дирижера.

– И никакого негатива по отношению к себе вы не чувствуете?

– Нет, российских музыкантов всегда безумно уважали. Это было во времена Советского Союза, осталось и сейчас. Если посмотреть на составы певцов в оперных постановках, то можно увидеть, что как минимум 60-70 процентов из них – русские. Да и многие российские дирижеры имеют сильные позиции на Западе. А вот таких иностранных дирижеров, которые, как я сейчас, могли бы возглавить оркестры в России, до сих пор не было.

– А вы помните свои первые впечатления от работы в театре «Мюзик-Холл»?

– Конечно! Тем более, что они были не самые приятные, если честно. Ощущалось, что театр не в порядке, что долгое время никто не заботился о репертуаре. Это был трудный период. Поэтому, когда я говорю о сложностях, то совсем не имею в виду разбившийся стакан. Это были проблемы, с которыми я никогда не сталкивался в жизни.

Мне пришлось делать много чего, не связанного с дирижированием. Но это тоже опыт. И со временем я понял, что в жизни надо уметь все, даже то, что считал не очень важным. Но поскольку я человек принципиальный и взял на себя ответственность, то постарался изменить ситуацию и начать новую фазу в жизни театра и коллектива.

Сегодня мне кажется, что ассоциировать театр «Мюзик-Холл» только с развлекательным жанром – неправильно. Наш репертуар очень разнообразен. Мы показываем как серьезные, сложные программы, которые под силу не каждому оркестру, так и другие проекты. Считаю чудом, что, несмотря на трудности, мы смогли дать премьеры оперетты «Летучая мышь» и спектакля «Дона Флор и ее два мужа». А буквально на днях мы представили программу, посвященную Иосифу Бродскому.

– Какими еще качествами, на ваш взгляд, должен обладать дирижер?
 
– Многими. Во-первых, это музыкальность. Чтобы понимать все тонкости исполнения, он должен неплохо знать хотя бы один инструмент. Во-вторых, дирижер должен быть не только руководителем, организатором, но частично и менеджером. Еще одна важная черта – коммуникабельность и, конечно, знание разных языков.

Фото: «Петербургский дневник»

– А как же дирижерские палочки? Часто ли их приходилось менять?

– Были случаи, и немало. За свою жизнь я сломал, наверное, штук 30. Это в основном зависит от материала, из которого они сделаны, и частично от темперамента дирижера. Поэтому Валерий Абисалович Гергиев, к примеру, принял решение дирижировать короткими палочками. Они гораздо реже ломаются.

Палочки, которые я люблю, делает один мастер в Болонье. И получить их сейчас стало большой проблемой. Я купил десять штук и теперь жду, когда друг сможет полететь в Италию и потом привезти мне их оттуда.

Я предпочитаю деревянные палочки. Главное внимание обращаю на то, чтобы они были легкие, сбалансированные и не очень длинные, обычно сантиметров 25. Палочка не должна мешать. Она должна быть продолжением руки.

– Вы как-то признавались, что для итальянцев очень важны футбол и опера. С переменой места жительства эти приоритеты изменились?

– Моя точка зрения сильно зависит от того, что я делаю. Поэтому мне кажется, что первая и главная вещь для русских людей – это культура. Помню важную встречу президента Владимира Путина с деятелями культуры, которая открыла дверь для возвращения музыкантов на сцену. И это не случайность, а знак отношения к культуре.

А вот, например, министр труда Англии позволил себе сказать, что после окончания пандемии не все музыканты смогут вернуться к тому, что они делали раньше. Слышать такие слова от члена правительства очень грустно! Они свидетельствуют о том, что культура для этой страны уже не так важна, как для России.

– Футбол по-прежнему остается вашей страстью? За кого болеете?

– Я большой футбольный фанат. Стараюсь следить за событиями. Но пока такого, чтобы встретились команды России и Италии, не случилось. Когда проходил чемпионат мира по футболу, я думал: вот идеальная ситуация для меня. Потому что одна из двух команд обязательно выиграет. И я в любом случае буду рад.

– Вы как-то привели слова Юрия Темирканова, который сказал, что настоящими дирижерами становятся годам к 50-ти.

– Я думаю, что он имел в виду не только человека, который машет руками, выражая себя через музыку и давая инструкции музыкантам. Он имел в виду дирижера как руководителя коллектива.

Сейчас мы становимся свидетелями нового процесса, когда во всех сферах жизни стало появляться много молодых людей. Я переживаю по этому поводу, потому что считаю, что руководитель должен иметь жизненный опыт, быть личностью. И в этом я с ним абсолютно согласен.

– А сами-то чувствуете, что вам 55?

– Накопилось много опыта, и я уже чувствую себя совсем взрослым, если так можно сказать. Хотя внутри остается ощущение, что мне не больше 30-ти.

– Уже придумали, как будете отмечать дату?

– Как обычно, на сцене. Состоится гала-концерт, в котором примут участие оперный певец Ильдар Абдразаков, телеведущая Сати Спивакова, гитарист Дмитрий Илларионов, пианист Станислав Чигадаев и солисты театра «Мюзик-Холл». К сожалению, из-за эпидемии многое из запланированного не случится. В том числе и приезд из Италии моей сестры Валентины. Придется подождать. Но главное, что все живы-здоровы, это уже хорошо.

– Фабио, а какой подарок вы хотели бы получить?

– Чтобы пандемия поскорее закончилась.

Закрыть