Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сцены без экспериментов не существует

Сегодня петербургские театры идут на эксперименты. Один из них – новый проект БДТ имени Г. А. Товстоногова, который стартует в Петербурге 28 ноября

Новые идеи 

«Это не совсем так. Многие находки в театре связаны с экспериментами начала XX века. Всеволод Мейерхольд, целая когорта режиссеров в петербургском старинном театре создавали своеобразные площадки-лаборатории», – рассказывает театральный критик и доцент Российского института сценического искусства Александр Платунов.

Даже пьесы Антона Чехова (что звучит почти кощунственно) считались многими в момент их появления экспериментальными. А Лев Толстой вообще советовал писателю оставить это занятие.

Время расставило все по своим местам. И сегодня экспериментальные постановки наравне с классикой получают награды.

Чем же готовы поразить искушенных зрителей петербургские театры?

Единая картина 

Экспериментальный проект «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре» специально придумали для того, чтобы молодые, но уже опытные режиссеры могли представить свои художественные программы.

Режиссеров для этого проекта выбирал сам худрук БДТ Андрей Могучий. В число счастливчиков попали Денис Хуснияров, Кирилл Вытоптов, Александр Молочников и Евгения Сафонова. Именно им предложили попробовать себя в качестве художественных руководителей, чтобы они несли ответственность не только за выпуск одного спектакля, а всей программы в целом, создавая единую картину.

Каждый из дебютантов представит свои работы, в центре которых будут не только премьеры, но и тематические лекции, выставки и другие форматы, придуманными режиссерами.

Найти подход 

Откроет проект пятичасовой театральный сериал «В поисках утраченного времени». Его осуществляет режиссер Денис Хуснияров по мотивам романа Марселя Пруста. «Пролог» спектакля, который станет гидом по роману Пруста, покажут уже 28 и 29 ноября. Зритель увидит разные этапы жизни героя, три типа любви и ключевые эпизоды всех семи томов романа.

По словам режиссера, «подход» к спектаклю он искал довольно долго.

«С одной стороны, большая форма, «сериальность» дает нам возможность быть достаточно подробными и рассмотреть некоторые части прустовской «глыбы» вблизи. С другой – очень важно было попробовать найти театральный эквивалент одновременности памяти. Так что первая часть, первый эпизод – это, можно считать, эксперимент внутри эксперимента», – объяснил он.

Гибридный жанр 

Продолжит проект программа Кирилла Вытоптова «Возможности легкого жанра», в которой будут представлены три комедийные пьесы разных эпох. Это «Водевиль Дилетант» по произведению «Лира напрокат» Василия Шкваркина. Спектакль «Любовь – книга золотая» по произведению Алексея Толстого и постановка по пьесе современного драматурга Ивана Вырыпаева «Солнечная линия».

Режиссер признается, что он сразу решил использовать основные принципы водевильного построения, соединив их с реалиями своего времени.
«Это позволяло обращаться к широкой аудитории, но не становиться «рабом лампы», а создавать, по сути, новый гибридный жанр, где куплеты под гитару соединялись с фантастикой и актуальной повесткой», – говорит он.

Свои работы в проект «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре» представят также Александр Молочников, который готовит спектакль «Хладнокровное убийство» по одноименному роману Трумена Капоте, и Евгения Сафонова, которая покажет спектакль «Бесчестье» по роману лауреата Букеровской премии Джона Кутзее.

Заметим, что это далеко не первый эксперимент прославленного театра. Его проект БДТ Digital, посвященный творческой жизни коллектива в виртуальном пространстве, который стартовал в пандемию, был удостоен премии Номинационного совета Высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит».

Награда – «Золотые маски» 

А вот Независимая театральная группа «театр post», основанная в 2011 году выпускником петербургского театрального института Дмитрием Волкостреловым и объединившая молодых актеров, его недавних однокурсников, уже получила весомые награды. Проект «Хорошо темперированные грамоты», созданный на грани театра, музея и научной лаборатории, совсем недавно был удостоен Высшей театральной премии России «Золотая маска».

Пересказывать сюжет спектакля – дело неблагодарное. Заметим только, что речь идет о работнице мебельной фабрики, которая в 1951 году на Неревском раскопе Великого Новгорода нашла первую берестяную грамоту, что изменило жизнь каждого из нас.

«У театра не было специальной цели делать экспериментальные спектакли. Мы просто работаем так, как нам интересно работать», – отвечая на поздравления «Петербургского дневника», сказал Дмитрий Волкострелов. И добавил, что сейчас он готовит к постановке спектакль «Комитет Грустящего Божества».

Он, как и многие другие работы Независимой театральной группы, поставлен по последней пьесе Павла Пряжко, кстати, еще одного лауреата «Золотой маски 2020» за пьесу «Сосед», поставленную в этом же театре.

«Это спектакль о двух людях, мужчине и женщине, которые день за днем проживают свою жизнь. В какой-то степени он продолжает традиции русской литературы рассказывать о человеке. И мы хотим обратить внимание на то, что обычно не замечаем. Наша задача – «вырезать», если так можно сказать, человека, и внимательно рассмотреть его», – отметил Дмитрий Волкострелов.

Далее  везде 

Творческий поиск и самобытность демонстрируют и в других театрах. Так, в основанном еще в 1756 году Александринке тоже не чужды экспериментов. Театр открыл Новую сцену, где свой творческий потенциал могут реализовать молодые дарования. А совсем недавно прирос другой сценой – мультижанровой площадкой, на которой будут представлены оригинальные онлайн-форматы от молодых режиссеров, драматургов, хореографов, композиторов и медиа-художников.

Новое игровое пространство, включающее в себя две сцены для творческих встреч, камерных спектаклей и экспериментальных проектов, презентовали недавно в театре «Суббота».

А в театре «Мастерская» и вовсе заявляют, что они – это стартовая площадка для творческих экспериментов, пространство зарождения новых идей, лаборатория для проверки новых концепций.

«Я к такого рода экспериментам отношусь очень положительно. Считаю, что без этого просто не может быть будущего у современного театра. Дело даже не в том, что они станут образцом для подражания. Это новые обороты, новые словечки, новые интонации, которые будут украшать основную магистральную линию развития театра», – подытожил Александр Платунов.

Закрыть