Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Бедный мой музей, ты устал. А сейчас — отдохнул»: как в пандемию работает Эрмитаж

И как реагируют сотрудники и посетители на необходимость носить маски и перчатки
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Впервые за 75 лет Государственный Эрмитаж закрыл свои двери для посетителей 28 марта 2020 года. Впервые с дней блокады Ленинграда почти 3 тысячи сотрудников не пришли на свои рабочие места.

«Это было страшно. Какой-то апокалипсис. Мы не представляли, что такое возможно. Ничего подобного у нас не было», - рассказывает замначальника отдела по обслуживанию посетителей во входной зоне — структуры, с которой, собственно, начинается музей — Галина Шепелева.

Она работает здесь 18 лет, а до этого более четверти века преподавала изобразительное искусство и черчение в школе и педучилище.
«Я тогда коллегам написала: «Не волнуйтесь, через месяц, уверена, откроемся». Но ошиблась. Музей открылся только 15 июля 2020 года», - добавляет Галина Шепелева.

Чистый воздух

За несколько дней до открытия сотрудники Эрмитажа, и в первую очередь как раз отдел Галины Шепелевой, начали выполнять указания Роспотребнадзора: организовывать потоки посетителей так, чтобы люди двигались только в одном направлении, не пересекаясь; разрабатывали маршруты (сейчас экскурсии проводятся согласно им. Покупая билет, посетитель может выбрать один из предложенных маршрутов в зависимости от того, что именно он хотел бы посмотреть в музее); разрабатывали меры контроля и безопасности на входе, обеспечивали масками, санитайзерами, одноразовыми наушниками. С 1 августа 2020 года посетителей начали принимать все экспозиционные комплексы Государственного Эрмитажа, с 7 августа возобновились обзорные экскурсии по Главному музейному комплексу и Главному штабу для групп (не более 5 человек).

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«На работу вышли с удовольствием. Никто из сотрудников не роптал, что необходимо постоянное ношение масок и перчаток, все понимали, что это не только ради безопасности, но и ради того, чтобы музей работал, - рассказывает Галина Шепелева. - Шоком это не стало, потому что все готовились к ограничениям в музеях. Все волновались, но открылись». 

Мы проходим по залам. Некоторые из них совсем пусты. Но в каждом зале смотритель сидит в маске и перчатках. Средствами защиты музей обеспечивает сотрудников, маски и перчатки регулярно меняются. При входе в музей сотрудники обрабатывают санитайзером «радиогиды» и выдают одноразовые наушники в упаковке.

Сотрудники Эрмитажа говорят, что готовы работать в таком режиме — лишь бы работать, лишь бы люди приходили и наслаждались этой красотой. Но не скрывают, что сейчас стало комфортней: нет огромных толп неуправляемых туристов, некоторые из которых даже не понимают, куда они пришли.
«Идут по нашему двору люди, спрашиваю: «Вы в музей?». «В музей. А какой это музей?» - грустно усмехается Галина Николаевна.

Она говорит, что все надеются на лучшие времена, когда народа будет больше, но соглашается с тем, что сейчас сюда приходят как раз те, кто действительно пришел за искусством, а не для галочки.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«Я часто раньше думала: «Бедный мой Эрмитаж, как ты устал!». А сейчас стены Эрмитажа вздохнули и наполняются силами. В музее должно быть тихо, спокойно и удивительно прекрасно. Когда люди понимают, вот это — музей!», - говорит Галина Шепелева.

Шоу не должно продолжаться

На сайте Эрмитажа и на билетах написано о необходимости носить маски и перчатки. Посетители, в основном, адекватные и все понимают. Если не понимают — приходится объяснять. И делают это, в основном, как раз сотрудники отдела по обслуживанию посетителей во входной зоне. Крупных скандалов с туристами не было, но инциденты все же случаются. Например, мужчина средних лет пришел с супругой. Она — в маске, а он вырезал из какой-то тряпки нечто, напоминающее каркас маски — пару веревок по щекам и на переносице. И отказывался надеть обычную маску, настаивая, что у него — тоже маска.

Супруга молча ушла осматривать залы, а этот герой устроил во входной зоне целое шоу. Пришлось звать службу безопасности, потом — полицию. Поскандалив и наоравшись, мужчина все же надел обычную маску и последовал за женой. Зачем это было надо? Неизвестно. Видимо, просто хотел спровоцировать сотрудников на конфликт. Но они — люди бывалые, всегда стараются быть максимально вежливыми.

«А недавно пришла мама с двумя детьми. Одному лет 16, другой — малыш. Дети без масок, а у родительницы маска болтается на подбородке. Надеть ее нормально отказалась, мотивируя тем, что ей душно. Уговорить ее так и не удалось, дама развернулась, так и не войдя в музей, и пошла сдавать билеты», - рассказывает Галина Николаевна.

Бывает, когда просто забывают маски. На этот случай в Эрмитаже работает киоск. Но в основном любители искусства все же нормальные умные люди. Не хотят болеть, заражаться и заражать.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Жить и дышать вместе с музеем

Сотрудники Государственного Эрмитажа готовы уговаривать даже самых неадекватных посетителей, самим носить СИЗы хоть круглосуточно — лишь бы музей жил и дышал. Они говорят, что следуют совету своего руководителя Михаила Борисовича Пиотровского — что из любой, даже самой мрачной ситуации, надо извлекать что-то полезное.

Например, всемирный потом научил людей строить суда, наводнение в Петербурге довело до строительства дамбы. И даже пандемия коронавируса приучает к порядку: научились упорядочивать потоки посетителей, организуют контролируемое количество людей, пользуются масками и моют руки.
«Мы не должны допустить краха. Надо сделать все, чтобы музей не закрылся, и мы вместе с ним дышали и жили», - говорит сотрудник Эрмитажа Галина Шепелева.

Закрыть