Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Эксперты прокомментировали законопроект об ответственности соцсетей за отказ удалить запрещенные записи

Документ подготовил депутат Госдумы Александр Хинштейн

По законопроекту, на YouTube, Twitter, Facebook будут налагаться штрафы, а у Роскомнадзора, по задумке законотворцев, появится право понижать для этих ресурсов уровень трафика или вовсе блокировать доступ на территории России. Стоит отметить, что с 2012 года более полутора миллионов материалов было удалено из Интернета по требованиям РКН, при этом треть удалений пришлась на 2019 год.

Дмитрий Пучков, блогер и альтернативный кинопереводчик, известный под псевдонимом Гоблин, депутатскую идею раскритиковал. Известно, что год назад он задал в прямом эфире вопрос президенту: будет ли введена в России уголовная ответственность за опасные интернет-фейки. Но, по мнению Дмитрия Пучкова, для блокировки западных социальных сетей требуется сначала создать альтернативные в России, а иначе повторится история с мессенджером Telegram.

«Как его блокировали, мы все помним, и как раз на прошлой неделе Роскомнадзор капитулировал настолько, что открыл свой канал на Telegram, – напомнил блогер. – Люди, которые генерируют эти законы, к Интернету вообще непричастны, они не понимают, как он работает», – отметил Дмитрий Пучков.

Он привел в пример китайцев, которые не желали вмешательства в свою общественную жизнь людей с Запада и завели собственные Twitter и YouTube.

Герман Клименко, глава совета Фонда развития цифровой экономики, предложил идти другим путем – юридическим. Это значит добиваться удаления экстремистского контента в судах, причем не в российских, а в международных, наняв специальную группу юристов.

«У нас получилось, что метрополия, то есть страна, создавшая соцсети, регулирует колонии, а когда колонии обижаются, она на это не реагирует, – отмечает Клименко. – Началось все с того, что Facebook стал автоматически блокировать автора за слово «хохол». Потом были выборы Трампа, на которых нас обвинили во вмешательстве, и многие крупные СМИ жаловались, что им не дают себя рекламировать за рубежом, так что в итоге нас как бы загнали во внутренний российский загончик. Сервисы типа «Царьграда» или PolitRussia стали блокировать полностью, потом ограничили доступ к фильму про Беслан: получилось, что менеджмент соцсетей перешагнул на территорию локальных государств и подменяет, по сути, существующие в этих государствах законы. С другой стороны, не совсем понятно, почему соцсети должны начать на нас реагировать. Наши депутаты, похоже, считают, что владельцы YouTube должны ужаснуться обещанным санкциям и сами предложить диалог».