Чей Пушкин: как в музее поэта обиделись на режиссера за фильм о классике
Телефильм «А.С. Пушкин. Разговор о нелепых подозрениях» режиссера Сергея Бравермана задел пушкинистов. Заведующая мемориальным Музеем-квартирой А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12, доктор филологических наук, член Союза российских писателей Галина Седова обрушилась с гневной отповедью на режиссера. Ее письмо было опубликовано в «Российской газете».
СОМНИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Она отмечает, что картина, которую показал один из центральных каналов, смакует слухи и поводы. Седова заявила, что, по мнению ряда специалистов, режиссер перешел важные этические границы в обращении с историческим материалом, в поисках сенсаций занявшись реанимацией сомнительных слухов и версий.
«Представленная в фильме пушкинская история оказалась лишена не только исторической достоверности, но и здравого смысла. Элементарная неосведомленность авторов фильма (а может быть, намеренное игнорирование фактов, их подтасовка?) позволила создать уникальный экранный «продукт», в котором правда заключена лишь в фамилии Пушкин», – пишет она.
МОНОПОЛИИ НЕТ
Сам режиссер Сергей Браверман в разговоре с «ПД» отметил, что для него ситуация с письмом Галины Седовой кажется странной. Оно появилось спустя три года после выхода фильма, только после того, как картину показали по телевизору.
«Это меня обидели, а не пушкинистов, – говорит он. – В своем письме Галина Седова разбирает не фильм, а меня лично. Она приводит личные письма с какими-то своими приписками. И говорит о том, что в фильме есть ошибки, но не разбирает их, не указывает, в чем они. Галина Седова присвоила себе имя Пушкина и считает, что о поэте можно говорить только так, как она думает. Но Пушкин принадлежит не только Галине Седовой».
Браверман поясняет, что в своем фильме дал высказаться всем. Одним из экспертов картины стала Татьяна Карацуба – автор книг о Пушкине, которая много работает с заграничными архивами, после революции вывезенными из России, а также научные сотрудники Пушкинского дома РАН Алексей Балакин и Александр Дубровский, директор музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич, хранитель усадьбы Тригорское Римма Бурченкова, писатель Валентин Курбатов и другие.
«Монополии на Пушкина нет. Он принадлежит нам всем. Есть мемуары – это, конечно, важная опора. Но есть разные версии, и я специально в названии фильма подчеркиваю, что это «нелепые подозрения». Их мы в фильме со специалистами и разбираем. Для меня Пушкин – прежде всего человек со сложной судьбой. И именно об этом я рассказываю в своем фильме», – заявил режиссер.
ЗАЩИТА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Он отметил, что «Российская газета» после того, как им позвонили из телекомпании «Останкино», где занимались производством фильма, убрала его фамилию из публикации и сейчас предложила выступить с ответной статьей.
«Но, наверное, не буду. Потому что получится разговор не о Пушкине, а обо мне. А я о себе не хочу. С Галиной Седовой будут разбирательства. Будет суд. Потому что ее статья – это кляуза», – подчеркнул Браверман.
В компании «Останкино» о режиссере Сергее Бравермане отзываются с большим теплом и отмечают его профессионализм. Там сообщили, что он больше 50 лет работает на телевидении и является лауреатом премии «ТЭФФИ».
«Мы считаем, что это травля режиссера. Человеку 76 лет. Будет суд», – заявили там.
ПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ПОКА НЕТ
«ПД» также запросил комментарий у Музея-квартиры А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12. Редакция просила пояснить, является ли позиция Галины Седовой официальной позицией музея и профессионального сообщества. Однако там оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
«Позиция музея по данному вопросу будет в ближайшие дни опубликована на сайте музея. До этого момента музей воздерживается от дополнительных комментариев по этому вопросу», – заявили там.
На момент публикации позиция музея так и не была обозначена.
Добавим, что в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук позицию Галины Седовой поддержали.
«Полностью согласны с оценкой и комментариями Галины Михайловны Седовой», - заявили там.