Краткость – сестра дистанта: как выглядит смешанный формат обучения
С 16 ноября в Петербурге стартовали занятия для детей, чьи родители из-за эпидемиологической обстановки решили выбрать так называемый смешанный формат обучения. По данным Комитета по образованию, еще в понедельник число школьников, которые добровольно перешли на дистант, составляло 10 600 человек, но эта цифра постоянно растет и сейчас речь идет уже о 12 234 учениках.
Все уроки проходят на Городском портале дистанционного обучения. У учеников 5-11-х классов занятия начинаются в 10:00 и идут по расписанию, которое доступно на портале. У 5-х классов всего по три урока в день, с 6-го по 11-й класс – по четыре.
Правда, на полноценный школьный урок это похоже мало. Вместо привычных 45 минут на изучение темы ребятам дается от 10 до 20 минут.
Так, например, урок по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения» у пятиклассников занял всего 10 минут, а о странах Латинской Америки в рамках урока истории в 11-м классе рассказали всего за 15 минут. Очевидно, что для полноценного освоения той или иной темы ученику потребуется самостоятельная работа, изучение необходимой литературы. Напомним, именно об этом говорила вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, отмечая, что, переходя на смешанную форму обучения, ответственность за должное освоение программы берут на себя родители.
Комитет по образованию в своей официальной группе в социальной сети «ВКонтакте» также напомнил: «Работа на портале организована в помощь родителям. Это дополнительный ресурс для самостоятельного изучения предметов. Мы понимаем, что смешанный формат обучения подходит далеко не всем, ведь основная нагрузка в этом случае ложится на плечи самих родителей, как при обычной форме семейного образования».
Еще одно отличие дистанционного формата от очного в том, что материал на портале в большинстве случаев подается в формате презентации, а закадровый голос педагога монотонно объясняет, что дети видят на слайдах. Но есть и учителя, которые все же попытались сохранить реальную школьную обстановку и записали видеоурок прямо в классе, стоя у доски.
По итогам каждого урока школьников ждет домашнее задание по изученной теме. Чем старше класс, тем больше упражнений ученику предлагают выполнить.
Стоит отметить, что в социальных сетях некоторые родители стали жаловаться, что предлагаемая программа дистанционного формата заметно отстает от обычной школьной.
«У нас совпадает только география. По русскому проходят глаголы, а на портале – существительные, по литературе на портале – Пушкин «Барышня-крестьянка», которую в школе давно прошли, и сейчас изучают Лескова и Некрасова, – пишет одна из петербургских мам. – Если не следовать школьной программе, а заниматься только по дистанционной, то мы отстанем от класса, а ведь сдавать аттестацию нужно именно по школьной программе».
Студенты помогут разобраться
Что касается учеников 1-4-х классов, то занятия для начальной школы идут с 13:00 до 15:00 и организованы в рамках программы Герценовского университета «Продленка на удаленке». У малышей каждый учебный день посвящен конкретному предмету, например математике, русскому языку или окружающему миру. Трансляция вебинаров проходит в живом формате на YouTube – дети могут отвечать на вопросы студентов в чате и выполнять необходимые задания.
А с 15:00 и до 19:00 студенты Педуниверситета проводят вебинары для учеников 5-8-х классов, разбирая те темы, которые ребята прошли в первой половине дня. Каждый час ребятам предлагают сделать перерыв и принять участие в зарядке, чтобы отдохнуть от долгого пребывания за компьютером.
Студент-третьекурсник Российского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Роман Куповых, который принимает участие в проекте смешанного формата и помогает школьникам, поделился с «ПД» своими впечатлениями и признался, что студенты легко справляются с подготовкой и ведением вебинаров.
«Проект достаточно интересный. Далеко не у всех студентов есть опыт проведения вебинаров, поэтому для нас это новые возможности и эмоции, – отметил он. – Для школьников же это может быть просто интересно, так как кроме вебинаров по предметам, которые изучают ученики, у них будет возможность поприсутствовать на вебинарах о способах коммуникации, о приложениях для учебы, о психологии школьника на экзамене и прочих увлекательных темах».
Из минусов Роман Куповых назвал то, что всем студентам, ведущим вебинары, необходимо делать это в единой студии, которая находится в университете, а значит, повышается риск заразиться.
«И еще большой сложностью в подготовке и проведении вебинаров является факт того, что ты не видишь детей, которым рассказываешь ту или иную тему. Это кажется маленьким нюансом, но очень важным. Даже у педагогов с большим стажем возникают трудности с таким методом работы, – объяснил Роман Куповых. – Подготовка же самого вебинара не так сложна. К каждой группе студентов приставлен педагог-куратор, который проконсультирует и поможет в создании и корректировке вебинара».
Также на портале предполагается проведение дополнительных онлайн-занятий, которые будут проходить с 18:00 до 20:00. Например, на следующей неделе пятиклассникам расскажут о символике чисел и цвета в китайской культуре, семиклассникам объяснят, что такое чувство собственного достоинства, а ученики 8-х классов смогут узнать, как создать личный бренд активиста.
Обстановка в школах
Тем временем, судя по данным Комитета по образованию, ситуация с заболеваемостью в петербургских школах становится стабильной. По информации на сегодня, 19 ноября, в городе по причине выявленных случаев заражения коронавирусом или ОРВИ на карантин были закрыты 54 класса в 30 школах, что составляет 0,27 процента от общего количества классов в Северной столице.
«Учитель года – 2019» в Петербурге, преподаватель французского языка гимназии №171 Центрального района Марина Зезкова рассказала «ПД», что после каникул число заболевших детей не выросло.
«Ситуация с заболеваемостью, по крайней мере в нашей школе, стандартная для ноября – традиционно болеют один-три человека в классе. Что же касается коронавирусной инфекции, по моим наблюдениям, дети сами не болеют, а находятся дома на карантине по причине контакта с кем-то из заразившихся взрослых, – объяснила педагог. – Судя по ситуации в нашей школе, мы можем и должны продолжать работать очно, хотя общее положение в городе выглядит иначе. Но я уверена, что компетентные органы примут решение, которое будет верным именно в данной ситуации».