Куда переезжают рамы Русского музея
Когда Русский музей основывался, а он в этом году юбиляр, ему исполнилось 125 лет, записей в книге поступлений «картина в раме» было совсем немного. Связано это с тем, что рамы прежде имели исключительно прикладной характер. «Только с 30-х годов прошлого века началась их первая инвентаризация и были введены некие реестры», – объясняет старший научный сотрудник отдела живописи XVIII – 1-й половины XIX веков Русского музея Сергей Алексеев.
Найти пару
Такое отношение к рамам привело к разъединению пар картина-рама при поступлении в коллекцию. Ведь если одни картины поступали в подлинных исторических багетах и в хорошей сохранности, то другие – не в оригинальном обрамлении и в очень скверном состоянии.
«Например, картина Александра Иванова «Явление Христа народу» из коллекции Козьмы Солдатенкова пришла к нам не в подлинной раме. И искать ей пару пришлось несколько лет», – сетует заведующий отделом русской живописи XVIII – первой половины XIX веков Григорий Голдовский.
Пример этот, увы, не единичен. Только в прошлом году удалось отреставрировать раму к картине Тимофея Неффа «Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны». А историческая рама к знаменитому полотну Карла Брюллова «Смерть Инес де Кастро» размером 3 х 2 метра уже почти год находится на реставрации.
Дело в том, что еще в самом начале войны обе эти картины были разлучены со своими рамами. Живопись эвакуировали, а рамы оставались всю блокаду в холодном и неотапливаемом музее. Поэтому сейчас реставраторам приходится прикладывать максимум усилий и умения, чтобы вернуть их к жизни.
Картина-рама-образ
«Рама может как подчеркнуть видовые или перспективные моменты произведения, так и, наоборот, их редуцировать. Если до конца XIX века роль рамы была в основном декоративная, то после того, как появились различные теории, связанные с восприятием света, им стали придавать особое значение», – рассказывает заведующий отделом исторического музейного оборудования и картинных рам Вячеслав Школьников.
Например, рама «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, подобранная им лично, украшена по всему периметру орнаментом из листов пальмового дерева. Это заставляет глаз выхватывать не одного человека, а разных персонажей, ибо перед стихией все равны.
Но есть у рамы еще одна функция. Может, даже самая важная – защищать произведения от различных повреждений, например, падения или другого несчастного случая. Правда, при сохранении картины уже сама рама начинает нуждаться в реставрации.
«Конечно, в первую очередь человек рассматривает живопись. Но не потому ли, что она гармонично смотрится в ансамбле с рамой, которая соответствует как духу произведения, так и времени его создания», – объясняет заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Ольга Бабина.
Что было вначале
Художники всегда относились к рамам с почтением и придавали им большое значение. Многие из них изготавливались под их наблюдением для определенной картины, а некоторые – даже по специальным эскизам авторов живописных произведений. Известно, например, что баталист Василий Верещагин собственноручно рисовал эскизы для своих картин. И в его восточной коллекции практически все рамы авторские.
А вот Илья Репин обычно пользовался готовыми образцами. Их предлагали рамочные мастерские, в том числе мастерская Абросимовых, располагавшаяся на 2-й линии Васильевского острова. Художник всегда выбирал их лично и был весьма придирчив к качеству. Известно, например, что, если нужную раму не успевали сделать к определенному сроку, он просто отказывался отправлять полотно на выставку.
«Резные золоченые рамы изготавливались в Академии художеств для тех произведений, которые там писались», – рассказывает Григорий Голдовский. Особенно повезло Брюллову. Его отец – мастер резьбы и скульптуры по дереву делал и рамы. И не в последнюю очередь для своего сына. «Из переписки известно, что Брюллов писал из Италии папеньке, чтобы тот изготовил и подобрал рамы специально для его картин», – уточняет эксперт.
Известны случаи, когда не только картину, но и раму к ней заказывали будущие хозяева полотен, исходя из своих вкусов, интерьера и, конечно, финансов. Ведь картина в достойной раме всегда была удовольствием недешевым. Ее стоимость могла быть сопоставима со стоимостью самого произведения, а порой даже превосходила ее.
«Например, когда при Николае I в Императорском Эрмитаже создавалась Романовская галерея, за рамы резчики получали большие суммы, нежели художники за написание картин», – уточняет Сергей Алексеев.
А вот рамы советского периода, когда произведения оформлялись в единый, практически нейтральный багет, особого интереса, как и ценности, не представляют. Сегодня же современное искусство и вовсе принято выставлять без рам. Говорят, это расширяет пространство и не мешает восприятию работы.
Драгоценная оправа
В Русском музее исповедуют точку зрения художников и потому уделяют рамам максимум внимания. В экспозиционных залах представлены лучшие образцы практически всех стилевых направлений XVIII-XX веков, выполненные в различных техниках и материалах. Сегодня все они поделены на три категории. Самые ценные хранятся в музейном фонде исторического значения. Те, которые представляют научный интерес, – в научно-вспомогательном фонде. Остальные – это примерно половина всех рам – отнесены к категории хозяйственных.
Впрочем, такое деление не приговор. И потому после внимательного изучения экспертом рама может перекочевать из одного раздела в другой.
«Сейчас у нас на учете 6545 предметов в хранении, из них примерно полторы тысячи мы будем выносить на комиссию и предлагать переместить их в основной фонд. И более одной тысячи – в научно-вспомогательный», – комментирует Ольга Бабина.
Чуть более двух тысяч рам уже перевели на новые места хранения. Остальные ждут своей очереди. Ведь очень важно, чтобы там, где они будут храниться, поддерживался подходящий климат. Это влажность 45-60 процентов и температура – 18 градусов, ведь древесина очень чутко реагирует на любые изменения.
В планах Русского музея – ввести в государственную часть музейного фонда 200 картинных рам в созданный новый фонд картинных рам в отделе декоративно-прикладного искусства. Решение о переводе в основной музейный фонд принимает экспертная фондовая комиссия музея после рассмотрения подготовленной документации согласно закону о музейном фонде. Программа постановки на учет в основной и научно-вспомогательный фонды разработаны до 2024 года. Ведется активная работа, чтобы перевести в этом году в основные фонды примерно двести рам. В следующем – еще полторы тысячи.
Главное, считают в Русском музее, помнить, что рама – такое же произведение искусства, как и картина, которую она обрамляет.