Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Все совпадения не случайны: может ли суд заставить Алексея Учителя сделать новый фильм о лидере «Кино»

Сын музыканта против использования изображения своего отца в картине

Фильм Алексея Учителя «Цой» все-таки вышел в прокат, вопреки тому, что семья фронтмена «Кино» была против. Сын погибшего музыканта Александр Цой подал в суд на студию Учителя «Рок» и прокатчиков картины, говорится на официальном портале судов Москвы. Если закон будет на стороне Цоя-младшего, Учителю, возможно, придется переснять фильм. 

ВСЕ-ТАКИ СУД 

Напомним, что фильм, снятый в жанре роуд-муви, рассказывает о водителе автобуса «Икарус» в исполнении Евгения Цыганова, который везет тело Виктора Цоя из Латвии в Ленинград. Вместе с ним в автобусе едут жена Цоя Марьяна, последняя любовь Наталья Разлогова, сын (все трое названы другими именами), девушка-фотограф группы и продюсер. Если первые три героя действительно существуют, то персонажи, сыгранные Надеждой Калегановой и Игорем Верником, – образы собирательные. Сам Алексей Учитель подчеркивает: этого дорожного путешествия в реальности не было, но оно могло бы быть. 

«Наш фильм – это притча, где не только нет актера, играющего Цоя, но и главным героем является совершенно другой человек. Картина успешно прошла все питчинги и комиссии Министерства культуры и Фонда кино, в ее создании участвовали известные художники, операторы, артисты – люди, с большим трепетом относящиеся к памяти Виктора Цоя. Я был лично знаком с Виктором, снимал его – так что с этической точки зрения имею полное право говорить о нем», – написал Алексей Учитель на своей странице в социальной сети Facebook. 

Однако сын музыканта высказался против использования изображения своего отца в фильме Учителя. Ранее он даже обратился к президенту с просьбой не допустить прокат фильма. Но картина в прокат вышла и, если суд примет сторону истца, Александр Цой потребует переснять фильм. 

На момент публикации режиссер Алексей Учитель и Александр Цой не прокомментировали ситуацию «Петербургскому дневнику». 

ИСКАТЬ СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ 

Адвокат Владимир Павлов считает, что пересъемка картины – кардинальный шаг для подобных ситуаций. Чаще всего, по словам адвоката, просят запретить фильм или исключить конкретные сцены из него. По его мнению, шанс, что Цой-младший выиграет в суде, невелик. 

«Если честно, в практике я не сталкивался с похожими прецедентами. Есть довольно много скандальных фильмов, например «Движение вверх». Обсуждений этого фильма было много, родственники непосредственных участников баскетбольной команды тоже были против картины и говорили, что данный художественный фильм не соответствует действительности. Однако любой художественный фильм имеет право на вымысел. Конечно, если данная картина позиционируется как автобиографичная, то это другое дело. Тогда имеет смысл судиться и доказывать, что с точки зрения биографии фильм не соответствует действительности», – подчеркнул в беседе с «ПД» юрист. 

В начале картины авторы «Цоя» пишут, что все совпадения с реальными событиями и реальными людьми случайны. «Указание на вымышленность свидетельствует о наличии спора, – полагает Владимир Павлов. – Мне кажется, заставить режиссера переснять картину, в которой есть указания на вымысел, сложно. Он – режиссер, он так видит. У нас свобода слова и выражения своего мнения. Надо не забывать, что Виктор Цой – легендарная личность. Можно попытаться принять соломоново решение. 

ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ПРИВЛЕЧЕТ ВНИМАНИЕ  

Дочь писателя Даниила Гранина, Марина Чернышева-Гранина, в беседе с корреспондентом «ПД» сказала, что с ситуацией вокруг нового фильма не знакома. Сама она в мае попросила юристов проверить нарушение авторских прав в фильме «Блокадный дневник», в котором использованы фрагменты из книги ее отца «Мой лейтенант». Дочери писателя не понравился трейлер будущей картины. Однако оценку ему она даст только после выхода в прокат и полагает, что фильм вполне мог получиться достойным. 

«Вы знаете, есть такая ситуация, что как-то оболгали человека или неправильно истолковали его поступки, именно человека с именем. Делается это с огромной радостью нашими режиссерами, актерами, ведущими, блогерами. Почему? Потому что это единственное, что сегодня привлекает внимание. Мне это отвратительно. Фильм про Виктора Цоя я не видела, никогда им не интересовалась, поэтому не могу судить о картине», – сказала Марина Чернышева-Гранина «ПД». 

Кстати, по словам дочери знаменитого автора, фильмы о жизни писателей стоит снимать в исключительных случаях. «Одно дело писатель, а другое – музыкант: его надо слышать и видеть. Писателя, если он вам нравится, надо читать, поэтому фильм про писателя совсем не обязателен», – добавила собеседница «ПД». 

КАРТИНА О ПЕРЕМЕНАХ, О КОТОРЫХ НЕ УСПЕЛ СПЕТЬ ЦОЙ 

Кинокритик Тимур Алиев в беседе с «Петербургским дневником» отметил, что новый фильм Учителя – не столько о самом популярном рок-музыканте страны, сколько о смене поколений. По его словам, самого Цоя в фильме мало, но архивные кадры так умело встроены в сюжет, что зритель не сразу понимает, что это документальная съемка, а не постановка. 

«Это фрагменты из фильмов «Рок» и «Последний герой», которые снимал сам Учитель, вставленные в картину в лучшем качестве. Сразу догадаться, что это документальная съемка, не так просто, зритель понимает это только в конце фильма. Я не думаю, что данный фильм рассчитан на широкую аудиторию, несмотря на то, что фильм решено было назвать «Цой». Это было сделано в расчете на аудиторию, которая пойдет в кино на Виктора Цоя. Уже сейчас видно, что они расстроились, поскольку самого Цоя в фильме мало. Я думаю, что это картина о поиске и переменах. На дворе – 1990 год, Учитель акцентирует внимание зрителя на том, что герои пересекают будущую границу Латвии, где в это время строят пограничный пост. Это история о смене поколений и восприятии в ней себя. Недаром в автобусе едут очень разные люди, которые окружали или не окружали Цоя. Для каждого их них происходит свое собственное осознание того, что для них наступил иной путь и все теперь будет по-другому», – считает кинокритик.

Закрыть