Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Подлинным скульптурам Горного университета ищут место

Сейчас они хранятся в реставрационной мастерской «Наследие»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

У входа в здание Санкт-Петербургского горного университета расположены две статуи «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Не многие знают, что эти скульптуры – копии, сделанные с оригиналов. Последние сейчас находятся на ответственном хранении в реставрационной мастерской «Наследие».

Сейчас руководство университета вместе с городскими властями ищут для них хорошее место. Но на деле все не так просто: скульптуры высотой примерно в четыре метра не везде получится разместить.

КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА

«К реставрации скульптур мы приступили в 2015 году. Надо сказать, что статуи выглядели странно. Во-первых, они были окрашены серой краской, которая очень плотно лежала. Как позже выяснилось, речь о девяти слоях краски. Во-вторых, мы не могли понять, как они собраны, то есть это изначально целые скульптуры или они состоят из отдельных элементов и скреплены между собой. Мало что было понятно. Поэтому мы, конечно, начали с противоаварийных работ, то есть со снятия краски, чтобы уже до конца понимать, в каком состоянии скульптуры», – рассказывает заместитель генерального директора по реставрации объектов культурного наследия реставрационной мастерской «Наследие» Христина Шумилова.

Постепенно, во время работы, перед реставраторами открывалась, по словам Христины Шумиловой, не самая радужная картина, которая буквально приводила в ужас: так, одна из рук у Антея держалась буквально на волоске. Со всех сторон она «отошла» от самой скульптуры. За слоями краски скрывалась историческая пластика скульптур: лапа льва у скульптуры «Геракл, удушающий Антея» потеряла форму, а вместе с ней и когти.

Фото: Предоставлено Санкт-Петербургским горным университетом

«Мы хотели провести ультразвуковую дефектоскопию скульптур, а также радиолокационное исследование, чтобы узнать, есть ли внутри скульптуры какой-либо металл. Зачем это нужно? Например, мы при демонтаже захотели бы отделить один фрагмент от другого, а они соединены крупной металлической конструкцией... В итоге мы провели исследования и извлекли огромное количество металла из скульптур», – рассказывает специалист. Сами скульптуры сделаны из пудожского камня – очень рыхлого материала, который буквально вбирает в себя воду. При этом высыхает он довольно долго. 

Отметим, что скульптуры демонтировали и реставрировали в реставрационной мастерской «Наследие». В целом на реставрацию ушло примерно три года. «К сожалению, далеко не все дефекты удалось устранить во время работы. Так, строительный цемент, который также мы обнаружили на скульптурах, с годами буквально всасывается в поверхность камня, поэтому либо его извлекают вместе с камнями, либо уже оставляют», – отмечает Христина Шумилова.

ОТ МУЗЕЯ ДО САДА

После всех работ совместно с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) специалисты решили, что в дальнейшем скульптурам лучше всего находиться в закрытом помещении: они подвергаются вибро-динамическим нагрузкам, когда стоят на улице, тем более рядом с проезжей частью, а также ветровым нагрузкам. Кроме того, они, как «губка», впитывают воду, а это настоящий рай для различной живности, которой обрастают скульптуры.

«Мы хотели подчеркнуть, что сегодня скульптуры «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Геракл, удушающий Антея», это уже не работа Василия Демут-Малиновского и Степана Пименова. Сегодня от авторского пудожского камня уже практически ничего не осталось. Мы приводили в порядок то, что было сделано со скульптурами уже в советское время», – рассказывает Христина Шумилова.

Сейчас отреставрированные скульптуры в разобранном состоянии хранятся в реставрационной мастерской «Наследие».

«Два года назад мы вели переговоры с руководством Государственного Эрмитажа о том, чтобы разместить скульптуры в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Но по техническим причинам это невозможно: скульптуры слишком тяжелые», – рассказали в Горном университете.

Как вариант в университете также рассматривали Государственный музей городской скульптуры. Однако по той же самой причине места культурному наследию выделить не удалось.

«В августе этого года один из крупных девелоперов обратился к нам с просьбой рассмотреть возможность размещения скульптурных композиций на территории Строгановского сада между домами №9 корпус 1, №9, корпус 2, и 17/1, лит А, В по Ушаковской набережной. Там как раз предполагалось воссоздание дачи П. А. Строганова, которая расположена в саду, но пока это предложение тоже повисло в воздухе, так как девелопер сейчас с властями города решает первостепенный вопрос воссоздания дачи», – отметили в Горном университете.

СПРАВКА

Скульптурные группы «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном» выполнены скульпторами Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским в 1809-1811 годах. В июле 2015 года их демонтировали и перевезли в реставрационную мастерскую. Примерный вес скульптуры «Геракл, удушающий Антея» – 4400 кг, «Похищение Прозерпины Плутоном» – 4895 кг. В 2016 году у университета установили их копии, а реставрация оригиналов закончилась в июле 2017 года.

Фото: Предоставлено Санкт-Петербургским горным университетом
Закрыть