Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Мало денег и внимания: петербургские художники рассказали о своих проблемах

В Доме журналиста художники, сотрудники вузов и представители музеев обсудили насущные проблемы культурной жизни нашего города

В Доме журналиста художники, сотрудники вузов и представители музеев обсудили насущные проблемы культурной жизни Петербурга.

Член Санкт-Петербургского союза художников Ника Куковицкая от лица всего сообщества посетовала на нехватку новостей о культуре.

«Кажется, изобразительное искусство практически не присутствует в повестке СМИ, причем не только в Петербурге. Художники – молчуны, они не привыкли делиться. Когда я попросила участников выставки сказать пару слов о работах, те ответили: «Я вложил все силы в холст, что здесь еще сказать». Поэтому здесь должны подключаться журналисты», – замечает она.

Профессор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Марина Воскресенская замечает, что даже люди с профильным журналистским образованием не всегда в силах качественно написать об искусстве: «Раньше было хорошим тоном давать ребенку эстетическое образование – обучать его игре на фортепиано, например. Теперь эта традиция уходит. А журналистское образование тем временем теряет гуманитарный характер. Да, студентам преподают культурологию или историю искусств, но только в пределах электива или факультатива. А этого недостаточно. Как результат – сейчас я слышу анекдотические истории из журналистской практики, когда корреспонденты не представляют, как написать о выставке».

Но беда не только в освещении событий. По словам Ники Куковицкой, сейчас в мире возрастает интерес к креативной экономике, а она невозможна без людей, которые создают творческий продукт. При этом именно эта отрасль обделена дотациями.

Более категорично высказывается главный редактор журнала «Содружество искусств» Андрей Блиок.

«Изобразительное искусство – дотационное. Оно никогда не будет приносить прибыль, потому что нацелено на другое. Не знаю, что нужно сделать художнику или директору музея, чтобы зарабатывать так же, как в «Газпроме». Ни одна выставка не окупится без помощи спонсоров или государства», – негодует Блиок.

В спор с ним вступает директор Музея Суворова и по совместительству глава комиссии по культуре Общественной палаты Петербурга Владимир Гронский. По его словам, сегодня нельзя сказать, что государство не заботится о художниках.

«Например, город согласился выделить бюджетные деньги на поддержку негосударственных театров. Это огромные деньги, которые в условиях пандемии играют решающую роль для учреждений. А насчет выставок, которые проходят в Петербурге, – многие из них проводятся при финансировании Министерства культуры. К примеру, в Музее Суворова», – замечает Гронский.

Но сходятся все участники дискуссии в одном – необходим диалог между теми, кто искусство создает, освещает и финансирует.